Экология этнических культур Сибири стр.63

Поручни с освещением. Поставляем лестничные ограждения перила в кратчайшие сроки. Контакты.

Закупаем на постоянной основе щебень гранитный. Экология этнических культур Сибири стр.63

Ведущим жанром в резьбе по моржовому клыку или мамонтовому бивню в XIX в. была миниатюрная скульптура. Широкое развитие этого жанра проходило не без влияния того большого спроса, которым пользовались изделия арктических народов у американских китобоев и русских промышленников. " Однако, не отрицая определенного влияния вкуса заказчиков, следует прежде всего отметить абсолютно самостоятельное и самобытное формирование и развитие художественно-образного языка в косторезном искусстве палеоазиатов Сибири. Круг художественных образов миниатюрной пластики необычайно разнообразен. Его центральной темой является мир животных, исконно обитавших в этих краях. Это хозяин океанских просторов — кит, обитатели прибрежных вод — морж и тюлень, царь тундры — белый медведь и более мелкие ее жители — лисица, заяц, песец. Такие образы, как морж, тюлень, кит и белый медведь, вошли в искусство XIX в. из берингоморской культуры и безусловно восходят к древнейшим пластам мифологической традиции. Однако смысловое содержание этих образов полностью лишено той мифопоэтической наполненности, которая отличает искусство берингоморского периода.

Характерной особенностью миниатюрной пластики народов Северо-Восточной Азии XIX в. является абсолютно реалистическое осмысление образа, его художественная трактовка. Ярким, живым, наполненным внутренней индивидуальностью и пронизанным мягким народным юмором предстает перед зрителем животный мир Арктического побережья. Великолепное знание животных, отточенное тысячелетней охотничьей практикой, позволяло народным мастерам предельно точно отразить в пластике наиболее существенные черты того или иного зверя, передать его индивидуальные особенности, выра-

11 Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству... С. 457.

зить его характер. Изображениям животных в берингоморском искусстве также присуща художественная выразительность, основанная на профессиональном знании охотника, но характер образов совершенно иной. Он несет в себе предельную обобщенность и отрешенность от жизненной конкретности, он лишен индивидуальности реального зверя. Это — образ-символ, образ, существующий в мифологическом пространстве, а не в окружающей человека реальности. Мир животных образов XIX в. роднится с миром народной сказки, где образ зверя предельно очеловечен и предельно реален, несмотря на всю фантастичность сюжета.

Чувство материала, понимание его изобразительных возможностей диктовало мастерам мягкую пластическую трактовку формы, являющуюся характерной особенностью художественного языка миниатюрной скульптуры XIX в. При этом чувство меры, свойственное народному искусство в целом, оберегало косторезов от натурализма, от точного копирования природы. В синтезе всех этих особенностей народного творчества и рождалась выразительность художественного образа, столь присущая косторезному искусству чукчей, коряков и эскимосов XIX в.

Две неолитические художественные традиции определили не только общий облик культуры народов Крайнего Северо-Востока Азии, но и заложили основу художественно-образного видения мира. Традиция древнего искусства таежных охотников, в частности, определила дальнейший путь развития орнамента, берингоморская — передала резьбу по кости, свою развитую технологию и блестящее чувство материала. К сожалению, недостаточная изученность истории искусства этих народов не дает возможности сегодня проследить весь путь развития данной художественной культуры. Однако необходимо отметить, что художественная традиция палеоазиатов отличается удивительной цельностью и достаточной замкнутостью, свидетельствующих об определенной изолированности ее развития. Бисер, вышивка цветными нитками не играли существенной роли в искусстве северных народов, более того, орнамент, воспроизводимый в этих техниках, был традиционным. Большинство инноваций проникло в искусство Крайнего Северо-Востока с новым материалом — металлом. Именно на наконечниках оружия появился криволинейный орнамент, близкий по характеру к амурскому, на металлических браслетах возникли шумящие конические подвески, свойственные многим традициям культового искусства эвенов, эвенков, народов Амура и Центральной Сибири. Но в целом эти влияния мало изменили общий характер искусства палеоазиатов, которое формировалось в основном в результате внутреннего развития художественно-образной системы, определившей национальный колорит художественной традиции этих народов.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒