Экология этнических культур Сибири стр.64

К древнейшим этапам художественной культуры восходит и орнаментальное искусство угорских народов Сибири — хантов и манси. Орнамент на изделиях из меха, дерева и особенно бересты (рис. 7) обнаруживает генетическое сходство с орнаментальным искусством

Экология этнических культур Сибири

Рис. 7. Домашняя утварь. Береста. Ханты. XIX в. (МАЭ, № 5111-24. 199).

культур Западной Сибири андроновского периода эпохи бронзы.12 Это сходство проявляется не только на уровне мотивов, таких как меандр (мотив крайне редкий в искусстве Сибири XIX в.), парные развилки, "волна", Г-образные мотивы, но и в системе орнаментальной композиции, построенной по принципу бордюра. 13 И хотя андроновская орнаментика известна в настоящее время только в керамике (рис. 8) и бронзе, материалах, не используемых хантами и манси в XIX в., характерная для нее система организации и членения объема предмета ярусами, выделение центральной части предмета более насыщенным орнаментальным мотивом, четкая графичность узора, активная работа в орнаменте фона безошибочно указывают на этнокультурную преемственность между населением Сибири эпохи бронзы и угорскими народами XIX в., на древние истоки традиции в их декоративно-прикладном искусстве.

Эпоха бронзы, первого металла, освоенного человеком, является важнейшим этапом в истории искусства Сибири, в истории становления многих его традиций. Новый материал и новая технология необычайно расширили диапазон творческой деятельности человека, активизировали ее, дали как бы новый толчок в ее развитии. Мощный всплеск происходит в орнаментальном искусстве Западной Сибири, хорошо известном по многочисленным памятникам Зауралья, Тоболо-Ишимья и Верхнего Приобья. Главным в развитии орнаментики эпохи бронзы является четкое внутреннее структурирование орнамента, формулирование упорядоченной системы орнаментальных

12 Чернецов В. Н. Орнамент ленточного типа у обских угров / / Сов. этнография. 1948. № 1. С. 151-152; Иванов С. В. Орнамент народов Сибири... С. 161.

13 Иванов С. В. Орнамент народов Сибири... С. 161.

Рис. 8. Сосуд. Керамика. Верхнее Прнобье, Ирменская культура, период поздней бронзы.

мотивов, разработка разнообразных принципов композиции и рисунка орнаментальных узоров. Немаловажную роль в этом, видимо, играла металлургическая традиция, требующая в силу сложности своей технологии четкой логики организации орнаментального пространства. Эта общая тенденция в развитии орнаментики эпохи бронзы, продолжающаяся и в период раннего железа, закладывает основы новой орнаментальной культуры Сибири, которая явилась базой для дальнейшего формирования декоративно-прикладного искусства многих народов сибирского региона. К этой орнаментальной культуре восходит народное искусство XIX в. селькупов, ненцев, энцев, однако наиболее значительную роль она сыграла в развитии декоративно-прикладного искусства хантов и манси. Особенно сильно генетическая преемственность в орнаментике проявляется в таких видах искусства XIX в., как меховая мозаика, мозаика из сукна, а также в изделиях из дерева и бересты, т. е. в традиционных для данного региона (за исключением сукна) материалах. Основной чертой орнамента здесь является предельная насыщенность узора, напряженность ритма, бесконечная вариантность орнаментальных мотивов, создающих удивительное богатство декоративно-прикладного искусства угорских народов.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒