Экология этнических культур Сибири стр.65

Экология этнических культур Сибири стр.65

Одной из самых ярких особенностей традиционного искусства хантов и манси является широкое распространение таких видов, как

Экология этнических культур Сибири

Рис. 9. Женская одежда. Крапивное волокно, вышивка. Ханты. XIX в. (МАЭ. № 859-17).

вышивка по крапивному полотну (рис. 9), вязание из шерсти и бисерное плетение, абсолютно не свойственные в целом народному искусству Сибири. Как орнаментика, так и техника этих видов искусства раскрывают иную, более позднюю, собственно угорскую традицию в культуре этих народов, отражающую широкие культурногене-тические связи угров Сибири с финнами, тюрками и славянами Восточной Европы.14 Эта традиция во многом определяет общий колорит и пластический характер художественной культуры сибирских угров, наполняя ее сочными яркими тонами, абсолютно не свойственными северным культурам, обогащая ее разнообразием материалов и техник. Этот удивительный сплав из двух необычайно разных художе-

14 Там же. С. 168.

Экология этнических культур Сибири

ственных традиций и лег в основу формирования национальных особенностей народного искусства хантов и манси XIX в.

С эпохой бронзы связано и рождение такого вида декоративно-прикладного искусства, как художественный металл, получившего в XIX в. широкое распространение в большинстве культур Сибири. При этом в XIX в. под влиянием русской культуры, имеющей развитую металлургию и обеспечивающей народы Сибири металлом и многими орудиями труда, местное металлургическое производство начинает приходить в упадок: практически исчезает добыча сырья, резко сокращается изготовление орудий труда, прекращается производство оружия. Единственной областью, где сохраняется металлургическая традиция, остается декоративно-прикладное искусство. Основанное на рукотворном труде, оно всегда является убежищем для традиционных технологий, наиболее подверженных разрушению в процессе поступательного движения технологического прогресса.

К эпохе бронзы восходит и сохранившаяся в XIX в. у многих народов Сибири приверженность к желтому металлу, что говорит о присутствии в ценностной ориентации этих народов древнейшей мировоззренческой традиции. К культуре "желтых металлов" принадлежали народы самодийской и тунгусо-маньчжурской групп. В XIX в. они использовали главным образом сплавы меди — бронзу и латунь. Желтый металл полновластно господствует в ювелирных украшениях и декоре костюма у ненцев, энцев, селькупов, нганасан, эвенков и эвенов. У народов Амура он присутствует и в костюме, и в украшениях, но в последних бронза, а чаще латунь соседствуют с серебром. У алтайцев, тувинцев, якутов и бурят желтый металл сохраняется главным образом в металлическом декоре пояса — пряжках, подвесках, накладных пластинах, где серебро так и не может добиться абсолютной монополии. Даже у самого "серебряного" народа — якутов встречаются наборные пояса, украшенные литыми бронзовыми бляшками.

Естественным образом традиция эпохи бронзы сохраняется в технике и технологии обработки металлов. Во многих культурах Сибири XIX в. еще бытовало литье в каменные формы (изложницы). Хотя этот древнейший способ изготовления бронзовых изделий не занимал в технологической традиции XIX в. ведущего положения, он все же использовался селькупами, эвенками, хантами, манси, якутами. К древней технологии относится также литье в глиняные изложницы по костяной или деревянной модели, широко распространенное у народов Амура, и литье в корьевые формы, практиковавшееся хантами и манси. Отражается она и в литье в земляные формы по деревянной модели, используемом якутами и бурятами, алтайцами и тувинцами.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒