Экология этнических культур Сибири стр.66

Сальники манжеты объявления сальники манжеты.

Экология этнических культур Сибири стр.66

Непосредственно с технологической традицией связано сохранение в костюме многих народов Сибири древнейших форм металлического декора (рис. 10). Так, в украшениях и одежде использовались металлические пластины сложных форм, образованных на основе удвоения или многократного повторения простейших геометрических форм: круга, квадрата, треугольника. В культурах Южной Сибири этот древнейший орнаментальный комплекс дополняется новым мо-

Рис. 10. Женское нагрудное украшение (гривна). Бронза, серебро. Якуты. XIX в.

(МАЭ, № 4774-14).

тивом — спиралью, который необычайно обогащает пластическую структуру орнамента, вносит особое напряжение в его ритмический строй, что и определяет основной характер декоративно-прикладного искусства этого региона.

Традиция эпохи бронзы была столь мошной, что оказала существенное влияние на весь дальнейший путь развития художественного металла, тем самым заложив основы формирования этнической специфики этого вида декоративно-прикладного искусства в культуре многих народов Сибири.

Так, на примере художественного металла отчетливо видно, что преемственность традиций — сложный и многогранный процесс, развивающийся по многим линиям и каналам межпоколенной связи. Художественный опыт, постепенно накапливаемый из поколения в поколение, включает в себя мировоззренческий, эстетический и технологический аспекты, каждый из которых, несмотря на их глубокое

Экология этнических культур Сибири

Рис. 11. Украшение седла с изображением головы лося. Кость. Третий Пазырыкский курган. V—IV вв. до н. э.

взаимодействие в процессе формирования и развития народного искусства, обладает своей собственной линией преемственности. Именно эта множественность передачи художественной традиции и обеспечивает ее устойчивость во времени.

К эпохе поздней бронзы и раннего железа относится и такое уникальное явление в истории искусства Евразии, как скифский "звериный стиль". На территории Сибири крупнейшими центрами этого искусства явились южные районы — Тува и Алтай, где открыты такие знаменитые памятники, как Аржан, Пазырык, Башадар.

Скифо-сибирский звериный стиль — это прежде всего движение, которое выражается как в сюжетах (борьба животных), так и в пластической трактовке образов. Напряженный ритм линий, пластическая насыщенность форм, создающие ощущение экспрессии и динамизма, составляют основные черты этого стиля (рис. 11). Отличительной особенностью искусства ранних кочевников является удивительное сочетание декоративности и художественной обобщенности образа с поразительным реализмом в передаче характера того или иного животного, с живостью и непосредственностью реального наблюдения. Это искусство необычайно точно передает мироощущение человека той далекой и бурной эпохи, когда дальние перекочевки, молниеносные набеги и войны впервые стали лейтмотивом всей жизни степных племен. Однако мироощущение — лишь одна из сторон содержания искусства степных скотоводов, наиболее ярко проявившаяся в его стилистических особенностях. Другая же, более глубинная, связанная с символикой образов и сюжетов, отражает мифологическую картину мира, мифологическое пространство и время. Сейчас трудно сказать, какие конкретно идеи воплощены в зверином стиле: были ли это изображения божеств, мыслившихся в образах животных, или олицетворение космических сил, но тесная связь этого искусства с идеологией общества бесспорна.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒