Экология этнических культур Сибири стр.67

Экология этнических культур Сибири стр.67 Экология этнических культур Сибири

Однако эта столь самобытная художественная традиция в искусстве народов Евразии, родившаяся в культуре индо-иранских племен, угасает вместе с уходом с исторической арены ее носителей. Правда, ее исчезновение связано не только с ассимиляцией древних кочевников последующими волнами преимущественно тюркских, а затем и монгольских племен. Главным, по-видимому, является внутренний процесс, связанный с тем, что животный образ в мировоззренческой системе изживает себя. Его сменяет антропоморфная идея, которая воплощается в древнетюркскую эпоху в монументальной скульптуре — в знаменитых каменных бабах, являющихся символом совершенно нового мировоззрения.

Но и традиция монументальной скульптуры недолговечна в истории сибирского искусства. Закрепляя в идеологии антропоморфный образ, который затем продолжает свое развитие в жанрах устного народного творчества (эпос, легенды, сказки), монументальная скульптура как вид искусства не получает стимула развития в кочевом обществе. Возникнув в период образования древнетюркских государств и являясь одним из первых признаков зарождения городской культуры в кочевом обществе, она исчезает из творческой практики вместе с эфемерными государствами кочевников, не находя конкретной почвы для дальнейшего развития в реалиях кочевой культуры.

Но если содержание и стилистика звериного стиля, а также традиция монументального образа не находят продолжения в последующие эпохи, то традиция изображения животных и технология резьбы по камню продолжают жить в последующих культурах тюркского населения Южной Сибири, получая в XIX в. воплощение в мелкой каменной пластике тувинцев (рис. 12). И хотя искусство тувинцев несет в себе совершенно иное художественно-образное содержание, его возникновение стало возможным благодаря сохранению в культуре преемственности древних художественных традиций.

Однако устойчивость художественной традиции во времени, составляющая основу в развитии народного искусства, определяется сосуществованием двух взаимодействующих процессов: сохранением и развитием уже выработанных форм и постоянным впитыванием в себя инноваций, рожденных главным образом в результате взаимовлияния разных культур.

Высокой степени совершенства достигло в XIX в. орнаментальное искусство народов Амура — ульчей, нанайцев, негидальцев, нивхов. Пожалуй, в этом виде декоративно-прикладного искусства они превзошли все другие народы региона, создав уникальный по богатству и своеобразию мотивов, по красочности колорита и напряженности ритма орнамент (рис. 13), составляющий значительный вклад этих народов в сокровищницу мировой культуры.

Истоки амурского орнамента XIX в. в своих основных мотивах — меандр, спираль, "плетенка", да и в общем характере композиционных принципов уходят в культуры Восточной Азии неолитической

Экология этнических культур Сибири

Рис. 13. Шляпа. Береста, аппликация. Ульчи. XIX в. (МАЭ, № 334-1/17).

эпохи. 15 Однако орнамент XIX в. гораздо богаче и разнообразнее древнего, значительно шире охватывает предметный мир человека, создавая неповторимый образ красочной, динамичной культуры народов амурского региона. В своей основе амурский орнамент геометрический. Ведущим мотивом в нем является спираль и ленточный узор ("плетенка"). Но его пластическая трактовка, отличающаяся необычайной текучестью линий, насыщенностью орнаментальными сюжетами и сложностью композиционных приемов, приближает характер этого орнамента к растительному. Значительную роль в этом сыграли собственно растительные и животные мотивы, такие как цветочные, лиственные, стилизованные изображения птиц, рыб, оленей, драконов, появившиеся в искусстве амурских народов в результате этнокультурных контактов с народами Восточной, Южной и Центральной Азии.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒