Экология этнических культур Сибири стр.68

Экология этнических культур Сибири стр.68

Орнамент наполняет все виды декоративно-прикладного искусства народов Амура, будь то резьба по дереву или кости, вышивка, аппликация из рыбьей кожи или бересты. Он организует пластическую структуру костюма, подчеркивая конструкцию кроя, акцентируя его наиболее важные элементы и в то же время объединяя их ритмом и цветом, создает единое гармоничное целое (рис. 14). Орнаментальная насыщенность костюма поддерживается внесенностью орнамента во все предметы, окружающие человека и сопутствующие ему. Однако насыщенный цветом орнамент халатов, головных уборов, обуви, выполненный в технике аппликации и вышивке, уравновешивается монотонными узорами в костяных ножнах и игольниках, в берестяной и деревянной утвари, металлических подвесках костюма, что порождает удивительную целостность декоративно-прикладного искусства народов амурского региона.

Богатство и разнообразие мотивов и сюжетов амурского орнамента развивались на основе широких этнокультурных контактов с китайцами, маньчжурами, монголами, эвенками и эвенами. ^Культуры эти не похожи одна на другую, относятся к разным хозяйственно-культурным типам, имеют разную историю развития, разный социальный уровень. Результатом этого взаимодействия явился необычайно широкий диапазон материалов и технических приемов их орнаментации, выделяющий декоративно-прикладное искусство амурских народов среди других культур Сибири. В нем в практически равной степени развиты вышивка и резьба по кости, аппликация из рыбьей кожи и бересты, художественный металл и резьба по дереву. Уже само разнообразие материалов, влекущее за собой множественность технических и технологических приемов, необычайно обогащает орнамент. Но помимо этого постепенное включение в древний геометрический орнамент растительных и зооморфных мотивов не только обогащало его сюжетно-образное содержание, но и формировало его

15 Деревямко А. П. Древние культуры среднего Амура. Новосибирск, 1970. С. 156; Окладников А. П. Неолит Нижнего Амура // Материалы по древней истории Сибири. Улан-Удэ, 1964. С. 200.

16 Иванов С. В. Орнамент народов Сибири... С. 380.

8 Экология этнических культур

Рис. 14. Халат. Рыбья кожа, аппликация. Ульчи. XIX в. (МАЭ, № 1751-1).

внутреннее развитие. При этом новые сюжеты, введенные в местную орнаментальную традицию, подчинялись законам ее композиционно-образного строя, ее стилистике, трансформируя свое пластическое содержание. В этом сложном взаимодействии различных традиций и рождался национальный характер традиционного искусства каждого из народов амурского региона.

Процесс взаимовлияния художественных традиций имеет огромное значение в развитии как народного искусства, так и культуры в целом. При этом в нем следует различать два момента: органическое впитывание инноваций, которое обусловливается готовностью данной культуры к их принятию и усвоению, и механическое заимствование, которое чаще всего существует в культуре в определенной изоляции, хотя опосредованно и оказывает на нее свое влияние. Готовность культуры к плодотворному взаимодействию с другой, обогащающему и стимулирующему ее развитие, и в частности развитие ее художественной традиции, определяется большим количеством факторов, коренящихся в особенностях этнической истории ее народа. Но важным представляется то обстоятельство, что эта готовность внутри одной культуры может быть разной направленности. Характерным при-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒