Экология этнических культур Сибири стр.69

Экология этнических культур Сибири стр.69 Экология этнических культур Сибири

мером такого явления служит культура бурят, которая в XIX в. включала в себя две ^локальные традиции — западную прибайкальскую и восточную забайкальскую, развивающиеся длительное время в рамках разных этнокультурных контактов.

Развитие художественной культуры бурят представляет собой длительный процесс, истоки которого уходят в эпоху раннего железа. В то же время основным этапом становления художественной традиции декоративно-прикладного искусства в двух ее локальных вариантах, определивших общий национальный характер культуры, явилась эпоха средневековья. Основным районом формирования культуры бурят была территория Прибайкалья и земли, прилегающие к Байкалу с юга и востока, т. е. исконная территория этноса занимала пограничное положение между сибирской тайгой и центрально-азиатской степью, что сыграло важную роль в направленности этнокультурных контактов и развитии локальных особенностей художественной традиции. Так, население Прибайкалья на протяжении длительного времени находилось в тесном взаимодействии с эвенкийскими и енис'ейско-самодийскими этносами тайги, а также тюркским населением Саяно-Алтая; этнические группы Забайкалья испытывали постоянное влияние культур Центральной и Южной Азии. Именно эти различия в направленности этнокультурных контактов и обусловили локальные особенности в культуре, и в частности декоративно-прикладном искусстве, западных и восточных бурят XIX в. Они проявляются в характере жилища, крое костюма, его материале и цветовой гамме, в технике и орнаментике вышивки, в материале и стилистике украшений, в технике и технологии обработки металла.

Тесные этнокультурные связи восточных бурят прежде всего с монголами, усиленные вхождением в XVII в. в их состав отдельных монгольских групп, придали их искусству типично центральноази-атский характер. Принятие ламаизма с его развитой идеологией и художественно-образной системой не только сильнейшим образом подорвало доламаистские шаманистические представления коренного населения Забайкалья и традицию культового искусства, но и создало предпосылки для более быстрого восприятия различных инноваций.

Широкое распространение китайских шелковых тканей ярких синих, красных и зеленых цветов определило основную гамму костюма, повлияло на развитие полихромной вышивки и росписи по дереву, сформировало сюжетное и пластическое содержание орнамента, в котором преобладающими мотивами стали растительный побег, цветок лотоса, изображение дракона, птицы и летучей мыши (рис. 15). Новые сюжеты повлияли на развитие композиции, в которой главным стал принцип центра, занимаемого зооморфным изображением в сложном обрамлении растительных Побегов. В художественном металле эти многоплановые композиции могли быть выполнены только в таких мягких материалах, как серебро или золото, и только в технике чеканки, что привело к изменению древней технологической традиции, связанной с техникой серебряной насечки, возникновение которой относилось к древнетюркской эпохе (рис. 16). Большую роль

Рис. 15. Халат. Шелк, вышивка. Забайкальские буряты. XIX в. (МАЭ, № 313-17/3).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒