Экология этнических культур Сибири стр.70

Экология этнических культур Сибири стр.70

в развитии художественного металла восточных бурят сыграло и непосредственное бытование в их культуре изделий, выполненных монгольскими и китайскими мастерами. "уПрж этом важным обстоятельством явилось то, что влияние китайского искусства на художественную традицию забайкальских бурят было в большей степени опосредованным и проникало к ним уже в форме, адаптированной монгольской кочевой культурой, близкой по характеру к бурятской.

17 Кочешков В. Н. Народное искусство монголов. М., 1973. С. 56.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 16. Детский пояс с ножиком и сумочкой, игольник. Нивхи. XIX в. (МАЭ. № 700-46. 138-44 а).

Именно потому это влияние было так органично и быстро воспринято северными скотоводами.

Совершенно иной характер носила художественная культура западных бурят. Ее ориентированность на этнокультурные контакты с населением таежной зоны и кочевниками Саяно-Алтая определила ее сдержанный, чисто сибирский облик. Сохранение древней шаманис-тической системы воззрений во многом определяло эстетические нормы культуры. Для художественной традиции западных бурят характерна спокойная цветовая гамма, преобладание в костюме темно-синего, коричневого цветов, отсутствие обилия серебряных украшений, простота их формы и орнаментации. Господствующее положение в орнаментальном искусстве занимают геометрические мотивы, а их пластическая трактовка носит сухой графический характер. Растительные мотивы существуют преимущественно в вышивке, но и здесь отсутствует свойственная востоку пышность колорита и насыщенность композиции. Сохраняется в культуре западных бурят и древняя металлургическая традиция, восходящая к древнетюркской эпохе. Наиболее прочно она удерживается в XIX в. в металлическом декоре

Экология этнических культур Сибири

снаряжения всадника и коня, выполненном в технике серебряной насечки.

Народное искусство каждого этноса, как правило, содержит в себе несколько локальных традиций или вариаций одной традиции, отражающих конкретное развитие его этно- и культурогенеза. В бурятском искусстве эти локальные особенности имели сильно выраженную дифференциацию, в основе которой лежали различия в этнической истории отдельных групп населения, вызванные расселением этноса в особой маргинальной зоне, являющейся своеобразной границей между Сибирью и Центральной Азией, определившей двойственный характер этнокультурных контактов бурят с народами двух различных регионов.

Искусство народов такого огромного региона, как Сибирь, имеющего многотысячелетнюю историю развития, естественно, нельзя охватить в одной работе, тем более в небольшой статье. И все же рассмотрение лишь некоторых аспектов его развития позволяет говорить о том, что национальный характер народного искусства сосредоточен в традиции, которая, уходя своими истоками вглубь веков, несет в себе живую связь поколений. Она представляет собой активный процесс познания мира, основанный на взаимодействии творческого опыта предшествующего поколения и художественного осмысления действительности ныне живущим поколением.

Экология этнических культур Сибири

Е. Г. Федорова

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОДЕЖДЫ НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРОВОЙ ЗОНЫ СИБИРИ


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒