Экология этнических культур Сибири стр.71

можно найти грузчиков не в москве а в области

Экология этнических культур Сибири стр.71

Одежда — это та область народной культуры, исследование которой, так же как и изучение материальной культуры вообще, в отечественном сибиреведении началось сравнительно поздно. Говоря о традиционной одежде народов Сибири и Севера, нужно учитывать, что в этнографической литературе под этим определением подразумевается главным образом комплекс предметов одежды, зафиксированный на конец XIX—начало XX в. и реконструированный в статьях или соответствующих главах монографий, посвященных тому или иному народу и написанных уже в советский период. Основными источниками, на базе которых были выполнены эти работы, послужили музейные коллекции и полевые материалы сравнительно позднего времени. Данные об одежде коренного населения Сибири первой половины XIX, XVIII в. и более раннего времени крайне незначительны. Работ же, посвященных национальной одежде народов Сибири конца XIX — XX в., типологии отдельных ее элементов, насчитывается не один десяток. 1

Трудно определить, какое количество времени потребовалось для формирования этнографически зафиксированной одежды сибирского населения. Считается, что этническая группа вырабатывает оптимальную форму системы жизнеобеспечения, неотъемлемой составной частью которой является и одежда, всего за несколько поколений. 2 Изменение среды обитания, как правило, влечет за собой и изменение формы системы жизнеобеспечения. Но в разных сферах культуры эти изменения проявляются различным образом, в зависи-

1 Работы, посвященные типологии элементов костюма населения всего региона: Василевич Г. М. Типы обуви народов Сибири//Сб. МАЭ. 1963. Т. 21; Прытко-ва Н. Ф.: 1) Верхняя одежда // Историко-этногр. атлас Сибири. М.; Л., 1961; 2) Головные уборы // Там же.

2 Дубова Н. А. Биологические аспекты этнической экологии / / Этническая экология: Теория и практика. М., 1991. С. 79.

мости от того, насколько то или иное культурное явление в своем первоначальном виде соответствует новым условиям.

Смена среды обитания может вызываться двумя факторами: изменениями климата (засушливые и влажные периоды) и миграциями населения. Последние в свою очередь могли быть обусловлены различного рода историческими обстоятельствами, а также уже упомянутыми изменениями климата, когда население вынуждено осваивать новые территории в связи с разрушением традиционной системы хозяйства и невозможностью экономической переориентации на исконной территории в силу каких-либо определенных причин. Подробнее говорить об этом здесь не представляется возможным. Вопрос о том, каким образом эти процессы влияли в каждом конкретном случае на изменения в одежде, требует детального изучения. На примере некоторых народов и на конкретном временном срезе можно попытаться выявить какие-то общие закономерности формирования национального костюма народов Сибири.

В процессе своего развития одежда прошла сложный путь, обусловленный не только ее имманентными свойствами, но и внешними, инокультурными влияниями. Это и было отражено в ряде работ исследователей, занимавшихся ее изучением. Одежда коренного населения Сибири является наиболее приспособленной к географическим условиям и образу жизни народа как по основному материалу, из которого она шьется, так и по покрою, характеру дополнительных материалов и деталей. Экологический подход при изучении одежды подразумевает несколько уровней. Первый из них непосредственно зависит от ландшафтно-климатических условий, второй связан с географической средой опосредованно, через основные хозяйственные занятия, которые также влияют на характеристики одежды. В то же время костюм каждого из народов имеет ярко выраженную этническую специфику, которая не всегда проявляется именно в покрое. Основными здесь будут украшения самих предметов, причем не только, например, орнаментальные мотивы, но и материал украшений, их техника, в определенных случаях — топография. Вместе с тем у ряда народов Сибири имеются и общие черты в одежде. Нередко это народы, которые проживают на большом расстоянии друг от друга, но в сходных географических условиях, много общего проявляется и в их хозяйственных занятиях. Параллели в одежде таких народов — результат конвергентного развития. Но бывают и другие причины, вызывающие сходство в одежде народов, живущих далеко друг от друга. Это общий для них этнический компонент, присутствие которого в той или иной степени отразилось на культурном облике населения. Общие черты наблюдаются в одежде народов, которые не только не контактируют сейчас, но и живут в разных географических условиях, занимаются разными видами хозяйственной деятельности. Одежда как один из наиболее консервативных элементов культуры является ценным источником, на базе которого наряду с другими возможна реконструкция этногенетических и этноисторических процессов.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒