Экология этнических культур Сибири стр.73

Экология этнических культур Сибири стр.73

ной степени представлен этнографическими материалами, но и характеризуется крупными историческими процессами, происходящими на глазах исследователей, что немаловажно, поскольку позволяет определить ряд закономерностей развития традиционной культуры, в том числе и одежды, и ситуацию, сложившуюся в этой сфере накануне XXI в., — нужно привести сведения о национальном костюме народов Сибири, известные по этнографическим источникам (литературе и музейным коллекциям) на конец XIX—начало XX в. Костюм этого периода служит своего рода точкой отсчета в данной работе. Иллюстрации характеризуют его состояние уже в более позднее время — с конца 1920-х по 1980-е гг.

Как отмечалось, формирование традиционной одежды обусловлено ландшафтно-климатической средой и хозяйственными занятиями. Поэтому целесообразно рассматривать одежду прежде всего именно по природным зонам, каждая из которых предъявляет определенные требования к костюму, а внутри них — по хозяйственно-культурным типам, что дает возможность выявить общие черты в культуре народов — представителей одного и того же хозяйственно-культурного типа, а в дальнейшем, при более детальном исследовании одежды, и особенности переходных вариантов.

Первой такой зоной с севера на юг является тундра, которая населена народами различной лингвистической принадлежности. Здесь можно выделит три комплекса одежды (с локальными вариантами), уже вполне сформировавшихся к концу XIX в. Два из этих комплексов связаны с типичными тундровыми оленеводами — ненцами, с одной стороны, и чукчами и коряками, с другой — третий — с охотниками на дикого северного оленя — энцами и нганасанами. Относительно одежды арктических охотников на морского зверя — приморских чукчей и коряков, а также эскимосов нужно сказать, что в настоящее время, видимо, правильнее считать ее вариантом чукотско-корякского комплекса в целом с включением эскимосских элементов. Одежда долган, поздно сформировавшегося тюрко-язычного народа, включает в себя разноэтнические элементы. Она является, скорее, примером, характеризующим этногенетические процессы.

Одежда перечисленных народов состояла из поясной и плечевой, которая делилась в основном на верхнюю и нижнюю. Костюм дополнялся обувью с чулками, головными уборами, поясами и рукавицами, выявляются и элементы чисто производственного костюма. 'Мужская одежда по ряду признаков отличалась от женской. Основным материалом, из которого народы тундровой зоны шили одежду, был олений мех.

Ненцы. Для одежды ненцы использовали шкуры домашнего и дикого оленя, последние были хороши тем, что почти на имели свищей от овода. Для конкретных деталей одежды требовались шкуры определенного качества. Кроме того, ненцы, занимавшиеся охотой на морского зверя, использовали для шитья обуви шкуры нерп. Качество оленьей шкуры зависело не только оттого, когда она была снята, но

и оттого, насколько тщательно она была выделана.3 Сам по себе олений мех не относится к числу особо прочных материалов, одежду из него долго не носили. Срок ее годности можно было продлить ношением и хранением одежды при относительно стабильной температуре. Поэтому одежду из оленьего меха старались не держать в теплом помещении, так как это приводило к пересыханию мездры, выпадению ворса. Для предохранения одежды, сшитой мехом внутрь, от сырости, солнца и загрязнения использовали специальные чехлы. Для выколачивания одежды и обуви служили особые деревянные колотушки саблевидной формы.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒