Экология этнических культур Сибири стр.75

Экология этнических культур Сибири стр.75

Нужно отметить, что вообще малица в нижней части надставлялась кусками оленьей шкуры, поскольку основные детали стана давали эту одежду лишь в сравнительно коротком варианте, а во время длительных перекочевок требовалась длинная одежда, закрывающая ноги.

К стану малицы пришивали рукава, которые заканчивались наглухо пришитыми рукавицами из камусов или оленьих лбов, также достаточно прочного материала. На уровне запястья рукавицы имели разрез, через который в случае необходимости можно было вытащить руку из рукавицы. Разрез закрывался широким меховым клапаном, и таким образом холодный воздух не проникал в рукавицы.

Малица имела капюшон, всегда двойной, который так же, как и рукавицы, шился мехом наружу. Для него использовали пыжик — материал с мягким и неплотным ворсом, хорошо держащий форму. Его подклад шили из оленьего выпоротка с короткой и слабой шерстью. Подклад был обращен ворсом к голове. Нередко по краю капюшона пришивали опушку из песцовых хвостов или густошерстного белого оленьего меха. Такая опушка предохраняла лицо от ветра. Удобство одежды с капюшоном заключается в том, что, с одной стороны, при длительных переездах, когда олени шли на большой скорости, наглухо пришитый капюшон со вздержкой, закрепляющей его вокруг лица, не падал с головы, с другой — капюшон можно было быстро снять в случае необходимости, чтобы он не мешал обзору и не заглушал звуки.

У западных групп ненцев — канинских и колгуевских — малица более узкая, вместо капюшона она имела высокий меховой воротник и носили ее с шапкой. Считается, что этот вариант малицы был первоначальным и для более восточных территорий. 6 В качестве подтверждения этого приводится и такой аргумент, как отсутствие специального термина для обозначения капюшона.7 Видимо, расширение малицы и появление наглухо пришитого капюшона связано с необходимостью формирования более удобной одежды в результате развития оленеводства, увеличения амплитуды кочевок и т. п.

Ненцы постоянно пользовались множеством мелких предметов, которые нужно было носить при себе. Их хранили за пазухой, которая образовывалась при подпоясывании малицы. Делали большой напуск так, чтобы можно было, не снимая малицу, вынуть руки из рукавов и набить под малицей трубку и т. п.

Подробнее см.: ХомичЛ. В. Ненцы. С. 118.

Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 12.

Украшали малицу узкими полосками разноцветного сукна и суконными же кантиками. Цветовая гамма сукон была различной у разных групп ненцев.

Малица была, с одной стороны, нательной одеждой, поскольку ее надевали непосредственно на голое тело, с другой — одеждой для улицы — в чуме у костра сидели без малицы, иногда накидывая женскую распашную одежду, которая для мужчин-ненцев служила также спальной. В то же время для всего тундрового населения характерна двойная одежда: нижнюю носили, как малицу, мехом к телу, верхнюю — мехом наружу. Существует предположение, согласно которому малица первоначально была нижней одеждой. Оно основано не только на том, что сам принцип ношения малицы соответствует принципу ношения нижней одежды у всех народов, которые ее имеют, но и на названии малицы у лесных ненцев, которое переводится как "внутренний". 8


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒