Экология этнических культур Сибири стр.76

Экология этнических культур Сибири стр.76

Малица была не только зимней, но и летней одеждой. Летом носили потертую малицу.

Весной и осенью, а также зимой около дома поверх малицы надевали специальную навершницу (маличную рубаху), которая, как уже говорилось, защищала поверхность малицы (рис. 2). Навершницу шили из сукна или плотной ткани, выкраивая их двух больших кусков перед и спинку. В боковые швы вставлялись клинья, к стану пришивались рукава с ластовицами. Навершница в целом была больших размеров по сравнению с малицей — она должна надеваться свободно. Позднее ее стали шить из хлопчатобумажных тканей. В отличие от меха, из которого шили малицу, материал навершницы можно было довольно быстро высушить. У ямальских ненцев существовал своего рода дождевик, который шили из осетровой кожи, из шкуры нерпы.

У восточных групп ненцев суконную одежду в летнее время носили как самостоятельную (без меховой малицы). По подолу она имела меховую опушку. Нередко навершницу украшали геометрическим орнаментом, выполненным в технике мозаики. Возможно, появление такой специальной летней одежды показывает, что в процессе развития ненецкого национального костюма происходило разделение одежды на зимнюю и летнюю, сформировавшуюся на базе навершницы. Но нельзя исключать и вероятность того, что летняя суконная одежда была принесена предками ненцев в тундровую зону с более южных территорий, население которых издавна знало одежду из ткани.

В небольшие морозы поверх малицы носили парку, которая также была глухой, но шилась из тонких шкурок телят мехом наружу. Ее отличала особенность кроя капюшона: затылочная часть представляла одно целое со спинкой. На капюшон обычно приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя, что может подтверждать гипотезу о происхождении этой одежды из накинутой на голову и спину шкуры животного. Отверстия от глаз и рогов на капюшоне парки зашива-

Там же.

Рис. 2. Ненец в малице с навершницей. П-ов Ямал. 1936 г. (МАЭ, № И1162-51).

лись и украшались полосками сукна и кисточками. Парку обязательно украшали мозаичным орнаментом, расположенным межу станом и надставкой подола. Парка получила распространение среди восточных групп ненцев. Не исключено, что она не является исконной формой их одежды. Как известно, наибольшего мастерства при изготовлении парок достигли манси. По мнению Н. Ф. Прытковой, название этой одежды происходит из мансийского языка. 9

9 Там же. С. 14.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 3. Ненцы в малице и совике. П-ов Ямал. 1936 г. (МАЭ, № И1162-90).

В сильные холода, в пургу, при переездах поверх малицы носили совик (сокуй), который по покрою совпадал с паркой, но не украшался орнаментом (рис. 3). Поскольку одежда, предназначенная для холодной и снежной погоды, должна быть как можно более теплой, совик шили из так называемой постели (шкура с длинной шерстью, снятая со взрослого оленя зимой) или выростка (шкура 4—5-месячного теленка), также с длинным ворсом, который дольше сохранял тепло. Шкуры располагали ворсом вниз — так они меньше намокали. Для предохранения лица от ветра и обморожения к капюшону совика пришивали опушку.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒