Экология этнических культур Сибири стр.81

Экология этнических культур Сибири стр.81

Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 93.

Рис. 6. Ненецкий ребенок в национальной одежде. (МАЭ. № И1832-110).

приспосабливается к новым природным условиям и хозяйственным занятиям (или же заимствование мужской одежды происходит без особых препятствий).

Ко второму комплексу одежды населения тундровой зоны относится одежда оленеводческих групп чукчей и коряков.15 Отли-

15 Описание одежды чукчей и коряков дается по: Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 7. Мужские нижние штаны. Коряки. (МАЭ, № 6885-17).

чия ее от одежды ненцев объясняются особенностями оленеводства в этом регионе, главным образом тем, что окарауливание стада производилось пешком, что требовало более короткой и легкой одежды. В одежде чукчей и коряков обнаруживается много общего. Для ее изготовления использовали в основном шкуры оленей осеннего забоя: первый забой давал тонкие шкуры, олени к этому времени еще не сменили летнюю шерсть на зимнюю, второй — более толстые, которые шли в основном на зимнюю одежду. Помимо оленьих шкур при шитье одежды применяли также шкуры волка, росомахи, собаки, нерпы. Между жителями тундры и морского побережья постоянно происходил обмен как материалом для шитья одежды, так и готовыми изделиями.

Мужской костюм состоял из поясной и плечевой одежды, поясов, обуви, головных уборов, рукавиц.

Поясная одежда — штаны, которые имели одинаковый покрой у чукчей и коряков, занимавшихся оленеводством. Зимние штаны бы-

Экология этнических культур Сибири

ли двойными: нижние — мехом внутрь (рис. 7), верхние — мехом наружу. Штанины шили узкими, причем у коряков — уже, чем у чукчей, длиной до щиколотки. На каждую из штанин шло по отдельному куску шкуры. Между собой они соединялись клиньями. Штаны крепились на бедрах при помощи кожаного ремешка или шнурка из сухожильных ниток, которые продевались в кулиску, для чего верхний край штанов отгибали на внутреннюю сторону и подшивали. Таким же образом обрабатывались и края штанин, которые натягивали поверх голенищ обуви, для того чтобы в нее не попадал снег. Чаще всего носили только нижние штаны, их шили обычно из пыжиков. Верхние штаны требовались во время длительных переездов: поскольку плечевая одежда в отличие от ненецкой была короткой и не закрывала ноги. Нередко нижняя часть штанов, начиная от колен, шилась из камусов, расположенных ворсом вниз. Использование более прочного материала в данном случае можно объяснить особенностью конструкции чукотско-корякской нарты — более низкой и узкой по сравнению с самодийской, подвижными креплениями ее деталей, в свою очередь обусловленными характером рельефа, способом посадки — верхом. При езде на такой нарте штаны и обувь изнашивались довольно быстро.

Верхние штаны могли шить и из собачьей шкуры, которая прочнее оленьей. Особенно теплыми и прочными были штаны из волчьих лап.

Летние штаны оленные чукчи и коряки шили из дымленины, ровдуги, носили также и потертые зимние. У приморских групп и части оленных для изготовления летних штанов использовались тюленьи шкуры.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒