Экология этнических культур Сибири стр.83

Экология этнических культур Сибири стр.83

Как для чукчей, так и для коряков были характерны так называемые камлейки из ровдуги, хлопчатобумажной ткани (рис. 10), фланели. Их основная функция та же, что и у навершницы ненцев — предохранение меховой одежды от сырости. Как и у всей верхней одежды этих народов покрой стана камлеек был нескольких типов: из двух кроеных шкур; с боковыми вставками между передом и спинкой; туникообразные с треугольными клиньями для расширения в боках (только из ткани). Все камлейки имели пришивные капюшоны и широкие, суживающиеся к концам и заканчивающиеся узкими ров-дужными полосками рукава. Для украшения камлеек использовались различные виды техники: штамп и раскрашивание для ровдуги, аппликация для ткани. Чукчам были также известны камлейки без капюшона. У коряков камлейка из ткани могла быть и отдельной летней одеждой: после дождя ее в отличие от ровдужной можно было легко высушить.

Чукчи носили летом преимущественно вытертую верхнюю или нижнюю меховую зимнюю одежду, а также камлейку из ровдуги или хлопчатобумажной ткани, одежду из непромокаемой дымленины, наиболее удобную для пастухов, которым необходимо было работать при различных погодных условиях. Приморские же чукчи шили камлейки из толстых нерпичьих кишок, которые предварительно распарывались и высушивались. Такие камлейки обязательно имели капюшоны со вздержкой, концы рукавов обычно присбаривались. Кишеч-

16 Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов. С. 54.

Рис. 9. Приморские чукчи в летней одежде. 1951 г. (МАЭ, № И1454-352).

Экология этнических культур Сибири

Рис. 10. Приморские чукчи в зимней одежде и камлейке из ткани. 1951 г. (МАЭ. № И1154-286).

Экология этнических культур Сибири

Рис. 11. Эскимосы в меховой одежде. 1929 г. (2443. Л И115-99).

ные камлейки бытовали также и у оленных чукчей, которые выменивали их на оленьи шкуры. У коряков эта одежда как будто не фиксируется. Наибольшее же распространение она получила у азиатских эскимосов. Их меховую одежду, покрой которой (рис. 11) считается заимствованным от чукчей, практически постоянно нужно было предохранять от воздействия влаги: во время морского промысла, при разделке на берегу туш морских животных и т. д. Эскимосские камлейки шили из моржовых и нерпичьих кишок, предварительно обработанных, 17 а также из тканей (рис. 12). Для рабочих (повседневных) камлеек использовались толстые невыбеленные, чаще моржовые кишки. Наиболее практичными являются камлейки с горизонтальным расположением кишок: они прочнее, поскольку кишки плохо растягиваются в ширину. 18 То, что кишечные камлейки были не только рабочей, но и ритуальной одеждой эскимосов и приморских чукчей, лишний раз подчеркивает первостепенную роль охоты на морского зверя среди их хозяйственных занятий, поскольку ритуальная одежда — одно из тех явлений культуры, в котором концентрируются и проявляются (через материал, покрой, украшения) наибо-

17 Подробно способ обработки си.-.Михайлова Е. А. Общие элементы в одежде народов Крайнего Северо-Востока Сибири / / Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984. С. 117.

18 Там же. С. 119.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 12. Эскимос в камлейке из ткани. 1929 г. (МАЭ, № и115-14).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒