Экология этнических культур Сибири стр.84

Экология этнических культур Сибири стр.84

лее значимые, сущностные характеристики этноса, отражается развитие его культуры в историческом плане.

Приморские чукчи носили также одежду из тюленьих шкур, сшитую мехом наружу, глухого покроя, с капюшоном. Размеры шкуры не позволяли делать одежду широкой, поэтому для ее расширения в бока у подола вшивали треугольные клинья, а в верхнюю часть переда одежды, под капюшон,— полосу черной кожи. Рукав был довольно узким. 19

У эскимосов преобладала верхняя плечевая одежда, сшитая из тюленьих, птичьих и собачьих шкур, сведения о покрое которой крайне незначительны.20

И чукчи, и коряки подпоясывали меховую одежду ремнем из узкого куска кожи с костяной или металлической пряжкой. Другой способ соединения концов чукотского ремня — камень-пуговица на од-

Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов. С. 15. Михайлова Е. А. Общие элементы... С. 116.

Экология этнических культур Сибири

ном из них и петля на другом. К поясу подвешивали нож в ножнах. При подпоясывании образовывали пазуху, где, как и ненцы, хранили кисет с табаком, трубку, спички. У части приморских коряков были распространены широкие пояса, вышитые бисером.

Для обуви в зависимости от сезона и ее назначения использовался различный материал. Голенище зимней обуви как оленные, так и приморские чукчи шили из оленьих камусов, хорошо защищающих в холодное и сухое время года, а подошву — из оленьих щеток (оленные чукчи) или менее промокаемых лахтачьих шкур мехом внутрь (приморские). Этот же материал шел и на подошвы осенней и весенней обуви оленных чукчей. Несмотря на то что он вынашивался довольно быстро и нередко население отдаленных стойбищ испытывало в нем недостаток, все же ему отдавалось предпочтение. Этот факт требует дополнительного рассмотрения, вероятно, в данном случае можно говорить о сохранении традиции, чуждой для чисто оленеводческой культуры.

Повсеместно голенище зимней обуви было коротким, форма подошвы же различалась: у оленных чукчей она выкраивалась по ноге, у приморских — в виде поршня, что делает ее менее промокаемой. Такая подошва считается эскимосской.21 Вокруг щиколоток обувь крепилась при помощи завязок из ровдуги или мандарки (обработанной особым способом шкуры нерпы, без шерсти), которая является очень прочной и в отличие от ровдуги не растягивается. Несмотря на то что зимняя обувь была короткой, чукчи выработали оптимальный для зимних условий способ ее обувания. Штанины нижних штанов, стянутых ровдужными завязками вокруг щиколотки, находили на короткие чулки, которые шили из камусов (а для больших холодов — из подстриженной оленьей постели) и носили мехом к ноге. Затем надевали обувь, по верхнему краю которой продергивался шнурок из оленьих сухожилий, также фиксирующий голенище вокруг ноги, и уже поверх обуви натягивали штанины верхних штанов, закрепляемых так же, как и у нижних. Чулки из оленьего меха носили в сильные холода и приморские чукчи. Для шитья летней обуви у оленных чукчей служила в основном дымленина, характерной особенностью которой было то, что она почти не промокала, а при высыхании не коробилась. Приморские чукчи шире использовали шкуры морских животных, хотя и холодные, но малопромокаемые: им отдавалось предпочтение при изготовлении летней обуви. На нее шла также и ровдуга. Поскольку обувь часто нуждалась в просушке, у чукчей повсеместно была распространена специальная домашняя обувь, которую шили целиком из ровдуги или с камусным голенищем и подошвой из дымленины. С любой обувью чукчи обязательно носили травяные стельки.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒