Экология этнических культур Сибири стр.85

Экология этнических культур Сибири стр.85

У коряков бытовала короткая и высокая обувь (рис. 13). Короткая была достаточно свободной, так как ее носили с толстыми меховыми чулками (рис. 14), по покрою и материалу она походила на чукотскую. Голенища высокой обуви доходили до колен. Они натягивались

21 Там же. С. 115.

Рис. 13. Зимняя обувь. Коряки. (МАЭ. № 6885-19 аб).

на штаны и завязывались ремешками под коленом. Предполагается, что эти виды обуви не были в равной степени характерны для всех групп коряков.22

Материал, который коряки использовали для шитья летней обуви (по покрою она повторяла зимнюю, но была меньших размеров, так как носили ее не с чулками, а только с травяной стелькой), достаточно разнообразен. Это ровдуга, дымленина, выделанные шкуры нерп, камус оленьих телят, кожа с ног щенков.

Эскимосы носили короткую камусную обувь, аналогичную чукотской, только в холодное и сухое время года. Типично эскимосской же считается обувь с широким голенищем до колен, поршневидной подошвой и объемным носком, предназначенная преимущественно для теплой и влажной погоды.23

Головные уборы, бывшие отдельным элементом костюма, мужчины-чукчи, как и ненцы, носили сравнительно редко. Их надевали в сильные холода или при длительных переездах. По покрою выделяют три типа чукотских головных уборов — капоров, в равной степени распространенных среди всех групп.24 Зимний капор (рис. 15) был двойным, с верхом из пыжика или шкуры собаки, росомахи, лапок выдры и подкладом из любого находившегося под рукой меха. Вокруг лица располагалась опушка, одинарная или двойная (корякский ва-

Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов. С. 58

Михайлова Е. А. Общие элементы... С. 115.

Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов. С 25.

Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

Рис. 14. Зимние чулки. Коряки. (МАЭ. № 6885-23 аб).

риант). К боковым лопастям пришивались ремешки, которые могли завязываться как под подбородком, так и на затылке (при этом лопасти капора также отгибались назад), или ременная петля, которую пропускали под подбородком и накидывали на темя, для того чтобы капор держался на голове. В случае необходимости головной убор можно было снять и оставить свободно висящим на спине на этой петле. 25 У чукчей бытовал еще специальный большой и теплый дорожный головной убор из шкуры, снятой с головы волка, который надевали поверх двойного. Для ветреной погоды существовала так называемая варварка — из волчьей или оленьей шкуры, обычно мехом внутрь. Она представляла собой закрывающую плечи накидку с капюшоном, которая легко надевалась и снималась. К нижнему краю пришивали ровдужные петли для закрепления под мышками. Варварка была дополнительным элементом костюма, защищавшим главным образом шею от проникавшего между капором и одеждой ветра и холода.

У оленных чукчей пастухи, особенно молодые, носили головной убор, плотно прилегающий к голове, с отверстием на макушке. Главное его назначение — закрывать уши. Летом носили накомарник, по покрою аналогичный варварке, но сшитый из дымленины.

Для коряков головные уборы были более характерны, вероятно, потому, что они, как уже говорилось, находились в менее благоприятных климатических условиях. Зимой носили двойной капор с верхом из шкурок оленьих телят, собачьих или волчьих камусов на подкладе из оленьего меха, наглухо пришитом к верху. И верх, и подклад имели по всему периметру опушку, причем нижняя была из длинношерстного меха и выступала из-под верхней. Летний капор — одина-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒