Экология этнических культур Сибири стр.86

Включает пошаговые этапы технология строительства крыши дома которые должны быть соблюдены.

Экология этнических культур Сибири стр.86

25 Там же. С. 26.

10 Экология этнических культур

Рис. 15. Зимний головной убор. Чукчи. (МАЭ, № 6986-3).

Экология этнических культур Сибири

Рис. 16. Мужские рукавицы. Чукчи. (МАЭ, № 6889-14/1, 2).

Экология этнических культур Сибири

рный меховой или ровдужный. Способ крепления корякского капора на голове был аналогичен чукотскому. В теплое время также носили его свободно висящим на спине или отгибали на затылок и завязывали там боковые лопасти, опушку же поднимали над лицом в виде козырька. В пургу и сильные морозы опушку, наоборот, опускали на лицо.26

Пастухи летом ходили в неглубоких круглых шапочках из дым-ленины с опушкой из меха выдры и собачьей шерсти, в ровдужных накомарниках длиной ниже бедер типа чукотской варварки, но с несколько иной формой накидки или в виде круглой шапочки с пришитыми к ней наушниками и спускающимся по спине ситцевым платком.

Широкое распространение у чукчей и коряков получили рукавицы (рис. 16) и перчатки. В отличие от ненецких они не пришивались наглухо к плечевой одежде, а носились отдельно и были одинарными. Чукчи использовали для зимних рукавиц оленьи камусы и длинношерстный олений мех (последний — для рукавиц, которые носили в сильные морозы), для летних — тюленью кожу или ровдугу, для весенних — камус и дымленину. У коряков рукавицы шили из оленьих камусов мехом наружу или собачьих лап с ремешками для связывания их парами во время просушки. 27 И чукчам, и. корякам было известно несколько вариантов кроя рукавиц (один из них был общим для этих народов). Мех располагали ворсом по направлению к концам пальцев, что увеличивало силу сцепления между материалом рукавицы и предметом, взятым в руки, и не позволяло ему выскальзывать.

Рукавицы — чрезвычайно важная деталь чукотского и корякского костюма, судя по разнообразию вариантов, известная с достаточно давнего времени. Перчатки же считаются заимствованием от русских или тунгусов. В каких-то случаях они удобнее рукавиц, так как обеспечивают большую подвижность пальцев. В то же время чукчи перерабатывали перчатки в соответствии со своими потребностями, делая одну из них или обе четырехпалыми. Для ненцев-оленеводов рукавицы не менее важны, но они не пользовались перчатками. Возможно, определенную роль в том, что в быт ненцев они не проникли, играл тот факт, что в ненецкой одежде рукавицы пришивались наглухо к концам рукавов, у чукчей же и коряков они носились отдельно, это делает деталь костюма более подвижной.

Известны также чукотские и корякские особые охотничьи костюмы. Распространены они были среди приморских групп. У чукчей такой костюм использовался во время весенней охоты на нерпу. Он состоял из глухой, плотно прилегающей к телу плечевой одежды из оленьей или тюленьей шкуры с пришитым сзади к подолу треугольным клином, который пропускался между ног и пристегивался к подолу спереди, в результате чего одежда еще плотнее прилегала к телу, в ней можно было двигаться бесшумно. Головной убор представлял

26 Там же. С. 61

27 Там же. С. 58.

10*

собой шкуру, снятую с головы тюленя, частично набитую травой (реже — из кусочков оленьего меха), прикрепляемую на лбу охотника с помощью завязываемых на затылке ремешков. Обязательными для костюма охотника были наколенники, набедренник (для левого бедра) и налокотник (для левого локтя), сделанные из прямоугольных кусков шкуры белого медведя.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒