Экология этнических культур Сибири стр.86

Экология этнических культур Сибири стр.86

25 Там же. С. 26.

10 Экология этнических культур

Рис. 15. Зимний головной убор. Чукчи. (МАЭ, № 6986-3).

Экология этнических культур Сибири

Рис. 16. Мужские рукавицы. Чукчи. (МАЭ, № 6889-14/1, 2).

Экология этнических культур Сибири

рный меховой или ровдужный. Способ крепления корякского капора на голове был аналогичен чукотскому. В теплое время также носили его свободно висящим на спине или отгибали на затылок и завязывали там боковые лопасти, опушку же поднимали над лицом в виде козырька. В пургу и сильные морозы опушку, наоборот, опускали на лицо.26

Пастухи летом ходили в неглубоких круглых шапочках из дым-ленины с опушкой из меха выдры и собачьей шерсти, в ровдужных накомарниках длиной ниже бедер типа чукотской варварки, но с несколько иной формой накидки или в виде круглой шапочки с пришитыми к ней наушниками и спускающимся по спине ситцевым платком.

Широкое распространение у чукчей и коряков получили рукавицы (рис. 16) и перчатки. В отличие от ненецких они не пришивались наглухо к плечевой одежде, а носились отдельно и были одинарными. Чукчи использовали для зимних рукавиц оленьи камусы и длинношерстный олений мех (последний — для рукавиц, которые носили в сильные морозы), для летних — тюленью кожу или ровдугу, для весенних — камус и дымленину. У коряков рукавицы шили из оленьих камусов мехом наружу или собачьих лап с ремешками для связывания их парами во время просушки. 27 И чукчам, и. корякам было известно несколько вариантов кроя рукавиц (один из них был общим для этих народов). Мех располагали ворсом по направлению к концам пальцев, что увеличивало силу сцепления между материалом рукавицы и предметом, взятым в руки, и не позволяло ему выскальзывать.

Рукавицы — чрезвычайно важная деталь чукотского и корякского костюма, судя по разнообразию вариантов, известная с достаточно давнего времени. Перчатки же считаются заимствованием от русских или тунгусов. В каких-то случаях они удобнее рукавиц, так как обеспечивают большую подвижность пальцев. В то же время чукчи перерабатывали перчатки в соответствии со своими потребностями, делая одну из них или обе четырехпалыми. Для ненцев-оленеводов рукавицы не менее важны, но они не пользовались перчатками. Возможно, определенную роль в том, что в быт ненцев они не проникли, играл тот факт, что в ненецкой одежде рукавицы пришивались наглухо к концам рукавов, у чукчей же и коряков они носились отдельно, это делает деталь костюма более подвижной.

Известны также чукотские и корякские особые охотничьи костюмы. Распространены они были среди приморских групп. У чукчей такой костюм использовался во время весенней охоты на нерпу. Он состоял из глухой, плотно прилегающей к телу плечевой одежды из оленьей или тюленьей шкуры с пришитым сзади к подолу треугольным клином, который пропускался между ног и пристегивался к подолу спереди, в результате чего одежда еще плотнее прилегала к телу, в ней можно было двигаться бесшумно. Головной убор представлял

26 Там же. С. 61

27 Там же. С. 58.

10*

собой шкуру, снятую с головы тюленя, частично набитую травой (реже — из кусочков оленьего меха), прикрепляемую на лбу охотника с помощью завязываемых на затылке ремешков. Обязательными для костюма охотника были наколенники, набедренник (для левого бедра) и налокотник (для левого локтя), сделанные из прямоугольных кусков шкуры белого медведя.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒