Экология этнических культур Сибири стр.89

Экология этнических культур Сибири стр.89

Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов. С. 43.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 20. Эскимосские дети в комбинезонах. 1929 г. (МАЭ, № И115-17).

Экология этнических культур Сибири

Рис. 21.

Чукотские дети в национальной одежде. 1951 г. (МАЭ, № И1454430).

Рис. 22. Чукотский ребенок в национальной одежде. 1957 г. (МАЭ. № И1852-329).

одежда. До 6—8 лет дети носили комбинезоны (рис. 20), а затем переходили на одежду, по покрою повторяющую одежду взрослых (рис. 21, 22). В бытующем уже не менее 100 лет детском комбинезоне народов Крайнего Северо-Востока сосредоточены, пожалуй, все основные идеи, обеспечивающие удобство детской одежды. Для новорожденных комбинезон шили из мягкой телячьей шкурки мехом внутрь, концы рукавов и штанины зашивались наглухо. Между штанинами оставляли незашитое отверстие, через которое меняли подстилки из меха, смешанного с оленьей шерстью. Спереди комбинезона имелся разрез с ровдужными завязками по краям. По вороту шел круглый меховой отложной воротник. Комбинезон грудных детей был такого же покроя, но его делали двойным — верхний мехом наружу. Когда ребенок начинал ходить, ему шили двойной комбинезон без нагрудного разреза, с капюшоном и нагрудником. Отверстие между штанинами закрывали треугольным клапаном из меха, ровдуги или кожи, конец которого пропускали между ног. На нем имелось два ров-

Экология этнических культур Сибири

Рис. 23. Чукотский ребенок в комбинезоне. 1957 г. (МАЭ, № И1852-56).

дужных ремешка, которые завязывались вокруг пояса, закрепляя таким образом клапан. Комбинезоны были без рукавиц, но на концах зашитых наглухо рукавов и нижнего и верхнего комбинезонов делались отверстия (на нижнем — с меховой обшивкой), через которые ребенок мог просунуть руки. Такие комбинезоны носили не только мальчики, но и девочки (рис. 23). Детская обувь была короткой, ее надевали тогда, когда ребенок начинал ходить. До этого концы штанин комбинезона также зашивались наглухо.

У приморских чукчей дети до 10 лет в жилище ходили без одежды, затем девочки начинали носить пояс-повязку (в жилище).

Исследователи одежды народов Крайнего Северо-Востока отмечают значительное сходство в костюме оленных групп чукчей и коряков по сравнению с оленными и приморскими группами каждого из этих народов.30 Но приведенный здесь материал показывает, что общего в

30 Там же. С. 84.

Экология этнических культур Сибири

одежде оленных и приморских групп, вероятно, больше, чем принято считать. Возможно, это относится к уже сравнительно позднему периоду, когда хорошо были налажены торгово-обменные связи между различными группами и одежда стала стабильным предметом обмена. Хотя, как представляется, подобные связи существовали всегда и различия в повседневной одежде обусловлены исключительно природной и хозяйственной спецификой каждой конкретной территории и группы. Определенную роль играет также степень активности контактов с эскимосами. Заслуживает внимания предположение, сделанное Н. Ф. Прытковой в результате анализа одежды чукчей и коряков, поддерживающее высказанное ранее мнение, что эти народы не являются арктическими аборигенами.31 Оно подтверждается тем, что некоторые детали одежды, особенно у коряков, имели сложный покрой и шились из большого количества сравнительно маленьких кусочков меха — прием, присущий населению, занимающемуся охотой на мелких зверей. У коряков же сочетание этих кусочков стало приемом украшения одежды, что для чукчей было менее характерно. Кроме того, костюм состоял преимущественно из отдельных деталей, которые не объединялись, как у ненцев, в один элемент одежды (в частности, плечевой с наглухо пришитыми рукавицами и капюшоном). У коряков одежда с капюшоном встречалась чаще, чем у чукчей, — возможно, адаптация корякской одежды к более.суровым климатическим условиям началась несколько ранее чукотской. Вероятно, больше общего, чем кажется на первый взгляд, имеется между так называемой варваркой и охотничьими накидками таежного населения.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒