Экология этнических культур Сибири стр.9

Экология этнических культур Сибири стр.9

К сожалению, в наше бурное и нелегкое время эта дата осталась незамеченной. Но специалисты, в том числе и этнографы-сибиреве-ды, которые помнят и по достоинству оценивают это событие, надеются, что история еще скажет об этом свое слово, что еще не раз вспомнят имена тех российских ученых, которые, совершая гражданский подвиг, создавали первые школы на Севере и работали там учителями. Впоследствии, став ведущими учеными, они в Ленинградском университете и в Институте народов Севера готовили кадры для районов Севера из среды коренных жителей. Благодаря их подвигу сегодня на Севере трудятся сотни специалистов с высшим и средним образованием.

В 1925 г. впервые в истории на рабфак Ленинградского университета приехали учиться 19 юношей и девушек из самых отдаленных районов Севера и Сибири. В довоенные годы северяне учились в Институте живых восточных языков, в Институте народов Севера. В послевоенное время было организовано северное отделение при восточном факультете ЛГУ, которое затем было реорганизовано в факультет народов Севера. Здесь уместно сказать, что за короткий срок (факультет был расформирован в 1953 г.) в стенах ЛГУ был подготовлен большой отряд высококвалифицированных специалистов-экономистов, экономгеографов, лингвистов, историков, этнографов. Имен-

но выпускники ЛГУ стали первыми дипломированными учеными, редакторами национальных газет, директорами школ, работниками краеведческих музеев, ведущими литераторами, работниками местных органов управления. В наше время специалистов из среды народов Севера готовят более чем в сорока различных по профилю вузах России. И подготовлено их несколько сот. Кроме того, только в автономных округах действовало около 500 школ, в том числе 109 восьмилетних и 229 средних. Таким образом, за 60-летие с момента создания письменности на языках народов Севера выросли поколения образованных людей со средним и высшим образованием.

В жизни северных народов в советский период проявлялись противоречивые тенденции. С одной стороны, народы Севера как бы находились под особой опекой советского государства. Об этом свидетельствуют многочисленные государственные акты, начиная с "Декларации прав народов России" 1917 г., создание специального Комитета Севера, а также ряд постановлений правительства СССР и РСФСР "О мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера" с 1957 по 1991 гг. Последнее новое постановление было принято правительством РФ 1 июля 1992 г. Все постановления принимались с благими намерениями, с заботой о народах Севера, в стремлении способствовать развитию их экономики и культуры. Но народы Севера не были изолированы от общественно-политической жизни страны. Естественно, и их не обошли стороной жестокие репрессии 30-х гг., особенно 1937 г., во время которых погибли первые образованные люди. Не миновала народы Севера и Великая Отечественная война. Первыми ушли защищать Родину студенты Института народов Севера. Многие из них не вернулись. Погибли те, кто первым должен был прокладывать дорогу знаний своим народам. Вслед за ними ушли на фронт те, кто успел получить знания в первых национальных школах, окончить педагогические техникумы и Институт народов Севера. Многим из них также было не суждено дожить до победы, до мирных послевоенных дней. Об этих трагических обстоятельствах приходится писать здесь, так как они нанесли огромный невосполнимый урон народам Севера в их общественном развитии, в реализации собственного потенциала через образованных людей из своей среды. Особенно это стало ощущаться в послевоенное время, в период крупномасштабного освоения Севера. В этот период из-за отсутствия компетентных специалистов управление делами народов Севера полностью перешло в руки некоренного населения. Не секрет, что "пришлые" едут на Север кланами и благодаря протекционизму захватывают все ключевые позиции в органах управления, отодвигая на второй план представителей коренного населения. Именно поэтому на местах и на правительственном уровне еще недавно принимались решения, не отвечающие интересам коренных народов. Позитивные возможности этих народов в хозяйственной сфере, их творческий потенциал и нравственные ценности оказались невостребованными и даже рассматривались как не нужные обществу. В ряде случаев культурные традиции коренных северян подавлялись официальными органами.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒