Экология этнических культур Сибири стр.90

Установка и монтаж лифтов.

Экология этнических культур Сибири стр.90

Процесс трансформации костюма охотников, пришедших в тундровую зону, хорошо прослеживается на примере одежды энцев и нганасан, которая у этих народов совершенно одинакова.32 В конце XIX в. они были типичными тундровыми охотниками на дикого оленя. В соответствии с их образом жизни на базе первоначального варианта формировалась и одежда.

Мужской костюм состоял из поясной и плечевой одежды и обуви. Поясной одеждой были двойные натазники. Нижние шили из ровдуги, верхние — из оленьей шкуры мехом внутрь. В основе натаз-ников лежал прямоугольный кусок материала, который надрезался и складывался так, что закрывались поясница и живот, остальные детали выкраивались в виде клиньев различной формы. Швы приходились снаружи. Натазники имели вздержку на поясе и по краям штанин. Они украшались ровдужной бахромой, полосами, нанесенными черной и красной краской и окантованными подшейным волосом оленя. Поверх меховых натазников носили кожаный пояс, с подвешенными к нему на медных кольцах ножом в ножнах, огнивом, футляром с трубкой, который, как и ножны, дополнительно привязывали к ноге. То, что этот пояс носили под плечевой одеждой, счита-

31 Там же. С. 87.

32 Описание одежды энцев и нганасан дается по: Попов А. А. Нганасаны: Материальная культура. М.; Л., 1948; Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы....

ется отличительным признаком мужской одежды энцев и нганасан.33 Наличие нижнего пояса и отсутствие верхнего объясняется, скорее всего, особенностями плечевой одежды. Она короткая, в то же время достаточно толстая. Если пояс носить поверх такой одежды, он будет соскальзывать.

Энцы и нганасаны шили верхнюю плечевую одежду из пыжиков мехом наружу. Она глухого покроя, длиной выше колен, спереди подол имеет выступ в виде мыса. Отличительной особенностью этой одежды было то, что стан и рукава состояли из большого количества кусочков шкуры разных размеров, соединенных в определенном порядке: четко выделяется кусок, приходящийся на спину, полки, а также нагрудник и кокетка, надставки подола. К одежде пришивался капюшон без опушки, но со вздержкой, благодаря которой он стягивался вокруг лица. Мужская плечевая одежда энцев и нганасан отличалась большим количеством различных украшений (мозаика, бахрома, раскраска).

Зимой описанную выше одежду носили поверх другой, сшитой из осенней шкуры дикого оленя, положенной хвостовой частью вверх, мехом внутрь и без капюшона, которую надевали прямо на тело. В ее покрое прослеживается распашная одежда с вырезанными в нижней части полами, которая превратилась в глухую путем сшивания полок вверху и включения в нижнюю часть большого закругленного куска шкуры.34 Эта одежда длиннее верхней, кроме того, к ней пришивались рукавицы из камусов с незашитым отверстием над большим пальцем, через него можно было освободить руку. В качестве опушки использовали собачий или песцовый мех.

При ношении вместе нижняя и верхняя одежда соединялись в нескольких местах по подолу. В то же время каждую из них могли носить и отдельно — летом (рис. 24, 25). Поношенная верхняя одежда являлась рабочей.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒