Экология этнических культур Сибири стр.91

Экология этнических культур Сибири стр.91

Специальной дорожной одеждой у энцев и нганасан был так называемый сокуй, надеваемый поверх двойной одежды. Его шили из зимних шкур белого цвета мехом наружу. Линии кроя подчеркивались вставками из темного меха. Сокуй делали с капюшоном, который имел султан из оленьего хвоста.

Энцы и нганасаны носили, кроме того, особые охотничьи сокуй, зимние и летние, одинаковые по покрою, с несколько меньшим, чем у другой одежды, количеством швов. Охотничьи сокуй делались с капюшонами без султана, они выкраивались, как и капюшоны ненецкого совика. По подолу пришивалась широкая полоса собачьей шкуры, а на капюшоне вокруг лица — опушка из грубого оленьего меха. На зимний сокуй шли белые шкуры, так как он обычно использовался при охоте со скрадом и для того, чтобы не хрустел снег при под-

Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 62. 34 О трансформации распашной одежды в глухую см.: Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 75—76; Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии : Этнографическая реконструкция. М.. 1976. С. 179, 181—182.

Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

Рис. 25. Вадеевские нганасаны в наилонь.-о" ая одр&-а jjc. -(МАЭ, № И1058-62). "

ползании, его переднюю часть делали из мягких собачьих шкур, и Летний сокуй хорошо защищал от дождя, из-за подрезанного ножом до половины ворса шкура была непромокаемой.34 Для осенней охоты служила вытертая одежда, которая сливалась с цветом камней, маскируя таким образом охотника. Она дополнялась специальным головным убором из мелкого камуса оленя.37

Мужская обувь энцев и нганасан значительно отличается от обуви других народов Сибири. Она представляет собой длинный мешок, не имеющий выемки в подъеме, и не повторяет форму ноги. Зимнюю обувь шили из полос белых камусов. На подошву шли оленьи лбы, щетки или камусы с подрезанным в виде ступенек ворсом, чтобы подошва не скользила. По длине мужская обувь была выше колена. Верхний край голенища имел косой срез, как у ненецкой обуви. Обувь крепилась к поясу при помощи двух ровдужных ремешков, пришитых спереди к верху голенища. Еще двумя ремешками обувь закреплялась под коленом. Украшением были канты из разноцветного сукна. Обувь носили с чулками, сшитыми мехом внутрь. Их покрой совпадал с покроем обуви. Дополнительной деталью был кусочек меха, который крепился к чулкам над коленом, чтобы оно не замерзало при стрельбе "с колена".38 Летняя обувь — того же покроя, что и зимняя, ее голенища шили из ровдуги, а подошвы — из оленьих лбов или камусов. Носили такую обувь без чулок.

Возможно, обувь подобного покроя характеризует процесс формирования костюма в новых для этноса условиях: плечевая одежда дает крайне сложный покрой, в котором можно выявить первоначальную форму костюма в виде распашной одежды с нагрудником, превратившейся затем в глухую, обувь же по сравнению с плечевой одеждой выглядит достаточно неуклюжей — не исключено, что у энцев и нганасан раньше бытовала другая обувь, совершенно неприспособленная к тем условиям, в которых они оказались, а новая еще не сформировалась.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒