Экология этнических культур Сибири стр.92

Экология этнических культур Сибири стр.92

Женская одежда состояла из нательной, верхней и нижней плечевой, обуви, головного убора. Непосредственно на тело надевали комбинезон (рис. 26) — сочетание поясной и плечевой одежды. Зимний комбинезон шили из стриженого оленьего меха ворсом внутрь, летний — из ровдуги. Эта одежда имела достаточно сложный покрой, близкий к таковому чукотских и корякских женских комбинезонов.39 Украшения, типичные для энцев и нганасан,— ровдужная бахрома, нанесение краской линий, оконтуренных подшейным волосом оленя. Во время поездок сначала надевали ровдужный комбинезон, а поверх него — меховой. Ровдужный комбинезон был также и домашней одеждой. Его дополнительными украшениями служили металлические подвески. Но летом их снимали со штанин, так как они мешали

Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 55.

36 Там же.

37 Попов А. А. Нганасаны. С. 29.

38 Там же. С. ПО.

39 Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 71.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 26. Женский комбинезон. Нганасаны. (МАЭ, № 6970-2).

при ходьбе. 40 Комбинезон носили с ровдужным поясом, который прикреплялся спереди, концы же его завязывались сзади.

Женская плечевая одежда состояла из нижней и верхней (рис. 27).

Попов А. А. Нганасаны. С. 116.

Рис. 27. Энкя в нижней и верхней одежде. 1936 г. (МАЭ, № И1162-168).

Нижняя, которую надевали на комбинезон, по покрою и технике украшений совпадала с нижней мужской, но имела разрез спереди, большой воротник из собачьих или песцовых хвостов, выправляемый наружу, и пришитые к концам рукавов камусные рукавицы. Длиной

Экология этнических культур Сибири

одежда была чуть ниже колен. Нижняя одежда служила также летней и домашней.

Совпадала с мужской и верхняя женская плечевая одежда. Отличалась она только наличием разреза спереди и отсутствием капюшона. Эта одежда была выше колен и без воротника. Зимой ее носили с нижней, приметывая вдоль полок и в отдельных местах скрепляя на подоле. Полки соединились при помощи ровдужных ремешков.

В качестве самостоятельной эта одежда бытовала только в сильно потертом виде.41

Энки и нганасанки носили также дорожную одежду из длинношерстного меха, схожую с мужским сокуем, но опять же распашную и без капюшона, и дождевики аналогичного покроя, сшитые из подстриженного меха.

Женская обувь отличалась от мужской более короткими (чуть выше колена) голенищами. Это объясняется тем, что женская нательная одежда (комбинезон) в отличие от мужской (натазников) имела длинные штанины, при которых не было необходимости в обуви с особо высокими голенищами. Низ штанин, как и у чукчей и коряков, находил на верх голенища и затягивался под коленом.

Поскольку женская одежда шилась без капюшона, энки и нганасанки носили отдельные головные уборы (рис. 28). Это были двойные капоры из оленьего меха (нижний — мехом внутрь, верхний — наружу), одинакового покроя, с опушкой из черного собачьего меха, пришитой по всему периметру. Опушка верхнего капора была длиннее, чем у нижнего, кроме того, он украшался суконными кантами.

Одежда энцев и нганасан, как и ненецкая, чукотская, корякская, считается в основе своей южной по происхождению, сложившейся в этнографически зафиксированном облике в условиях севера.42


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒