Экология этнических культур Сибири стр.93

Экология этнических культур Сибири стр.93

Не останавливаясь здесь на вопросе формирования глухой и распашной одежды вообще, чему в литературе уделено немало внимания, хотя этот вопрос далек от разрешения, можно попытаться определить черты одежды, характерные для тундрового населения в целом и для населения, относящегося к конкретному хозяйственно-культурному типу, не затрагивая, особенно в данной ситуации, этнической специфики.

Итак, общим для населения тундры является широкое применение оленьего меха, причем шкуры определенного качества повсеместно использовались одинаково. Например, дорожную одежду шили из зимних постелей, головные уборы из пыжика, рукавицы и зимнюю обувь из камуса, подошву обуви из щетки. Таким образом, все тундровое население хорошо знало качества той или иной части шкуры и шило из нее именно ту деталь одежды, для которой она больше всего подходила. Развитие оленеводства способствовало усовершенствованию одежды: появлялась возможность подобрать нужные шкуры.

На втором месте, пожалуй, были собачьи шкуры, также легкодо-

41 Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы... С. 73.

42 Там же. С. 92—93.

11 Экология этнических культур

Рис. 28. Женский капор. Нганасаны. (МАЭ, № 6970-3 аб).

ступный для населения тундры материал. Интересно, что в конце XIX — начале XX в. для одежды использовали в основном шкуры животных, одомашненных уже задолго до этого времени. Материал же, который добывался в результате охоты, шел либо на отделку, либо на изготовление наиболее архаичных элементов костюма, а в ряде случаев для производственной одежды, которая, как например кишечные камлей-ки, была также и ритуальной, что, как уже говорилось, подчеркивает большое значение охоты на морского зверя.

Для шитья меховой одежды повсеместно употреблялся только один вид ниток — сухожильные. По своим качествам они вполне подходили для скрепления деталей из такого трудного в шитье материала, как мех, — были прочными и скользкими. Кроме того, во многих местах сухожилия были единственным сырьем для изготовления ниток.

Если говорить о покрое одежды, то общим здесь является бытование глухой мужской одежды с капюшоном. Меховая одежда глухого покроя, по общепризнанному мнению, сформировалась в арктической зоне. В данном случае нужно различать две позиции. Согласно первой, глухая одежда была характерна для арктических аборигенов и предки современных народов, живущих в тундре, заимствовали ее; согласно второй, глухая одежда сформировалась из традиционной для неаборигенного населения распашной одежды под влиянием новых климатических условий. Как показывают рассмотренные материалы,

Экология этнических культур Сибири

и та, и другая позиции в равной степени справедливы, поскольку обнаруживаются различные варианты покроя стана глухой одежды, которые можно объяснить не только характеристиками самого материала (размеры шкуры), но и этническими традициями. Одежда, основные детали которой выкраиваются из больших шкур, могла развиваться, вероятно, только в среде оленеводческого населения, т. е. там, где эти шкуры были изначально.

Характерным для населения тундровой зоны конца XIX — начала XX в. являлось также использование потертой зимней одежды в качестве летней. Это может говорить о том, что к тому времени еще не сформировалась стойкая традиция ношения специальной летней одежды из более легкого материала. Следует отметить, что, по имеющимся данным, в большей степени это касалось мужской одежды.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒