Экология этнических культур Сибири стр.96

Экология этнических культур Сибири стр.96

Современное сохранение оленного и собачьего транспорта в культурах северных народов придает им своеобразный национальный колорит.

Специфически северной разновидностью транспорта является оленный транспорт, основанный на использовании силы этого животного при разных способах передвижения. Оленеводство — исконное традиционное занятие северян. На всем огромном пространстве северной Сибири нет народа, который бы не занимался им в большей или в меньшей степени и не использовал бы оленя как средство передвижения. Как ездовое животное олень незаменим в бездорожье тайги и тундры в любое время года. Его замечательными качествами являются выносливость, способность делать длительные переходы, пользуясь только подножным кормом, умение быстро находить нужное направление даже в самую сильную пургу, когда из-за снега ничего не видно вокруг. Благодаря устройству своих копыт олень легко передвигается там, где не сумеет пройти никакое другое транспортное животное — ни лошадь, ни собака. Как писал А. А. Попов, олень

может переходить через какие угодно болота, зимой — через глубокие снеговые заносы. Широкие копыта удерживают его на крутых склонах гор, дают возможность становиться ногами на таких маленьких и подвижных кочках, на которых вряд ли могло бы удержаться какое-либо другое животное. Незаменим олень также и при переходах через бурные горные реки: он прекрасно плавает и может противостоять сильному натиску волн у порогов и водопадов. 1

Характер использования оленя для транспорта имел свои отличия в разных регионах Сибири. Он был тесно связан с природной средой, с этнической традицией, с особенностями породы северных оленей, среди которых выделяются таежные, тундровые, лесотундровые. В зависимости от действия этих факторов в северной Сибири исторически сложились и продолжают существовать до сих пор несколько видов оленного транспорта, которые удобнее рассматривать по следующим регионам: Северо-Восток (чукчи, коряки), Западная Сибирь (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, кеты, ханты, манси), Восточная Сибирь, включая Амурский бассейн и о-в Сахалин (эвенки, эвены, долганы, северные якуты, ороки).

Северо-Восток. Оленный транспорт чукчей и коряков по всем основным признакам представляет собой один вид, совпадающий даже в деталях. Чукчи и коряки пользовались и продолжают пользоваться в наши дни оленем в качестве транспортного животного, лишь запрягая его в нарты, без вьючно-верхового передвижения, что легко объясняется удобством нартенной езды в условиях широких открытых пространств тундры на Чукотке и Камчатке. Ездили на нартах только зимой, после выпадения снега, т. е. большую часть года, с поздней весны до ранней осени на оленях не передвигались, переходя с

Экология этнических культур Сибири

Рис. 1. Способ хранения оленьих нарт летом. Чукчи. (МАЭ, № И1852-196).

' Попов А, А. Оленеводство у долган // Сов. этнография. 1935. № 4. 5. С. 186.

188.

одного стойбища на другое пешком и даже свое имущество в это время года несли на себе. В наши дни для летних перекочевок оленеводы используют механический транспорт (вездеходы, тракторы с прицепом) или лошадей якутской породы, но на оленях летом по-прежнему не ездят (рис. 1). Зимние перекочевки как прежде, так и теперь совершаются на оленьих упряжках. Различаются легковая (ездовая) упряжка — для езды людей и грузовая — для перевозки грузов. В легковые нарты запрягают обычно по два оленя (рис. 2), в грузовые — по одному. Легковые и грузовые нарты, имея некоторые различия по форме и по размеру, аналогичны по конструкции. Они имеют дугообразные копылья, сделанные из оленьего рога или из березового корня с естественным изгибом. Концы копыльев вставлены в отверстия обоих полозьев и закреплены в них ремешками. Полозья спереди загнуты кверху. Все соединения нарты скреплены крепко затянутыми тонкими прочными ремешками без применения каких-либо шипов или гвоздей. Эта особенность — соединение деталей при помощи ремней — отражает очень древние традиции, сохраняющиеся до наших дней. Благодаря ременному креплению части нарт сохраняют некоторую подвижность, которая придает им эластичность и плавность движения, смягчая толчки и удары во время езды.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒