Экология этнических культур Сибири стр.97

Экология этнических культур Сибири стр.97

Легковые нарты делаются из березы (рис. 3), они имеют тонкие гладкие полозья и копылья, а также низкую спинку в задней части сиденья из палочек, связанных ремнями. В весеннее время, когда березовые полозья плохо скользят по полурастаявшему снегу, на них набиваются пластинки из китовой кости или из челюстей моржа. Различаются мужские и женские ездовые нарты. Женские имеют более широкое и удобное сиденье и делаются обычно большего размера — они

Экология этнических культур Сибири

Рис. 2. Легковая оленья упряжка. Коряки. (МАЭ. № ИІ542-13).

Рис. 3. За изготовлением нарт. (МАЭ, № Ш 852-20).

длиннее, шире и выше мужских (рис. 4, 5). При этом оленные нарты, даже женские, как отмечал В. Г. Богораз, "настолько легки, что человек легко может поднять их одной рукой и нести на своей спине, не говоря уже о том, что без труда может тащить их по снегу". 2 Человек, едущий на нарте, садится на нее верхом, подложив на сиденье кусок шкуры, ноги ставятся на полозья. По описанию В. Г. Богораза, "сидя таким образом, ездок легко направляет ногами путь саней и отталкивается ими от кочек и прочих дорожных препятствий. Если путь идет по наклонной и скользкой местности, то ездок пользуется своими ногами как тормозами. В весеннее время, когда верхний слой снега делается твердым и скользким, тормоз делается из оленьего рога, привязывается к правому полозу и, когда требуется, крепко вдавливается ногою в снег" (рис. 6).3 Для понукания оленей используется кнут из длинной гибкой ветви, на конце которой прикреплена костяная насадка.

Грузовые нарты отличаются от легковых большими размерами, массивностью и грубостью изготовления. На них перевозят различное имущество и маленьких детей. В последнем случае на нарте устанавливается деревянный каркас, обтянутый меховой покрышкой (рис. 7).

Оленья упряжь состоит из лямки-петли, которую перекидывают через левое плечо оленя, захватывая правую переднюю ногу. К лямке

Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. М., 1991. С. 29. Т ам же. С. 29—30.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 4. Ездовая мужская нарта. Коряки. (МАЭ, № И1911-115).

Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

Рис. 6. Тормоз для оленьей нарты. Коряки. (МАЭ, № И1911-117).

привязывается ремень-тяж, проходящий по правому боку оленя. Конец тяжа прикрепляется к настилу нарты. Недоуздки обоих оленей соединяются ремнем, чтобы животные не разбегались в стороны. Передовиком, т. е. управляемым, является правый олень. Благодаря тому, что тяжи обоих оленей проходят справа, нарта находится немного слева от них, и поэтому ездок может видеть путь впереди себя, и снег из-под копыт не так сильно бьет ему в лицо. При спусках же с гор нарты, находясь сбоку, не мешают движению оленей, а наоборот, олени сдерживают их стремительное движение вниз. 4

При перекочевках все имущество укладывают на грузовые нарты, из которых в строго определенном порядке составляют оленный караван (рис. 8). При длительном пути следования такой караван с грузами проходит в среднем 10—15 км в день, а ранней осенью не более трех или пяти. Но при езде на короткие расстояния олень, запряженный в легковую нарту, может в два дня пройти до 200 км. 5 В XX в. оленный транспорт чукчей и коряков не претерпел никаких принципиальных изменений, и в наше время нарты, упряжь, способы передвижения — все сохраняется как и сто, и двести лет тому назад. Поэтому красочное описание перекочевки коряков, сделанное В. И. Иохельсоном в начале XX в., до сих пор представляет собой вполне современную картину: "Впереди едет хозяин на легкой нарте, запряженной парой беговых оленей. Он едет быстро и оставляет обоз далеко позади. По дороге он осматривает пастбища и выбирает место остановки. Нарты, нагруженные домашними вещами и принадлежно-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒