Экология этнических культур Сибири стр.98

Экология этнических культур Сибири стр.98

4 Антропова В. В. Культура и быт коряков. Л., 1971. С. 81.

5 Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. С. 33.

Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

Рис. 7. Кочевой караван. Коряки. Первая нарта используется женщиной, вторая —для перевозки детей. (МАЭ, № И859-12).

стями яранг, запряженные каждая одним оленем, поручаются женщинам. Одна женщина может вести семь или восемь нарт. В первую, на которой сидит женщина — глава стойбища, впрягается смирный олень, обыкновенно ее собственный. За этой нартой следуют закрытые повозки с детьми, затем идут нарты с одеждой, посудой, провизией, постелями и покрышками яранги. Нарты, на которых везут все деревянные части яранги, замыкают обоз".6

Западная Сибирь. У ненцев, энцев, нганасан и северных селькупов 7 оленный транспорт был основным средством передвижения в любое время года. На оленях ездили круглый год, и зимой и летом, запрягая их в нарты. Верхового и вьючного использования оленя не знали. Нарты и упряжь всех самодийских народов отличаются от распространенных на Северо-Востоке у чукчей и коряков. По характерным особенностям конструкции они относятся к типу, который принято называть самодийским или ненецким, поскольку центром его формирования считается территория, заселенная ненцами. 8

Самодийские нарты состоят из пары высоко загнутых (до уровня сиденья) полозьев, на которые при помощи 2—б пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, укреплена рама из реек, передние концы которых входят в головки полозьев. Соединение частей нарт неподвижное — пазовое: 4-угольные шипы на концах одних деталей вставляются в соответствующие отверстия других

6 Jochelson W. The Koryak : Memoirs of the American Museum of Natural History. Leiden; New York. 1908. Vol. 6. pt 2. P. 485.

7 У нарымских селькупов оленеводство отсутствовало.

8 Хомич Л. В. Ненцы. М.; Л., 1966. С. 92.

Рис. 8. Оленный караван. Чукчи. (МАЭ. № И1454-74).

частей. Все копылья расположены в задней половине нарт. Они поставлены косо верхними концами внутрь и назад. Отсюда название такого типа нарт — косокопыльные. Благодаря этому расстояние между полозьями получается шире, чем сиденье, что при значительной высоте нарт делает их более устойчивыми и не позволяет им переворачиваться. Косокопыльность нарт при неподвижном их креплении имеет огромное технологическое значение. По наблюдениям А. А. Попова, если бы копылья не имели скошенности, они при распрямлении полозьев от промокания, оттягивая назад корпус, расшатывали бы нарты.9

Мужские и женские ездовые нарты различаются- по размерам и количеству копыльев. Первые имеют более легкую конструкцию и меньшую площадь сидения, они короче (до 2 м) и легче женских, обычно на трех-четырех парах копыльев. Женские нарты большего размера, на пяти-шести парах копыльев. Особенности женских нарт обусловлены тем, что женщины часто ездят с детьми, поэтому женские нарты имеют большую площадь сидения, более высокие (до 1 м) копылья, которые предохраняют зимой от снега, и обычно их сиденье бывает ограничено тремя стенками — со всех сторон, кроме левой по движению. 10


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒