Экология этнических культур Сибири стр.99

Экология этнических культур Сибири стр.99

И летом, и зимой самодийцы ездят по тундре на одних и тех же нартах, запрягая в них, однако, разное количество оленей. В легковую нарту веером запрягают зимой 3—4 оленя, летом — 5—6, так как нарты плохо тянутся по земле без снега.

При запряжке оленю надевается через одно плечо широкий ремень, от которого к нарте идет между задними ногами оленя специальный поводок — тяж. Тяж соединяется с передком нарты при по-

9 Попов А. А. Оленеводство у долган. С. 196.

10 Хомич Л. В. Оленьи нарты и упряжь у ненцев // Сб. МАЭ. 1961. Т. 20. С. 44,

46.

Экология этнических культур Сибири

мощи блоков (пластинок из рога или дерева обычно с двумя отверстиями) и ремешков (рис. 9). Благодаря системе блоков каждый олень тянет груз равномерно. " Управляют оленьей упряжкой при помощи специально обученного передового оленя, которого ставят крайним слева. К его недоуздку с левой стороны прикрепляется вожжа, которую ездок держит в левой руке и посредством которой управляет передовиком, а тем самым и всей упряжкой. Подгоняют оленей хореем — длинным, в 3—5 м, шестом с костяным наконечником на конце, предохраняющим оленя от ранений. При езде хорей держат в правой руке. Садятся на нарту с левой стороны, правую ногу кладут на нарту, упираясь ею в переднюю дощечку, а левую оставляют на весу или ставят ее на полоз.

Для ненецкого оленного транспорта характерны несколько видов грузовых нарт, предназначенных для перевозки разного имущества, они различаются по величине и некоторым деталям конструкции. В эти нарты запрягают обычно двух оленей и не веером, а рядом. При перекочевках грузовые нарты соединяют по 6—8 вместе, одну за другой в определенном порядке — впереди нарты с мягким грузом, затем с ящиками, досками и прочим и последними прикрепляются нарты для шестов чума. Таким образом, из нескольких грузовых нарт составляется оленный караван (аргиш), в котором самой первой идет женская легковая нарта. Мужчина едет отдельно, впереди, возглавляя весь аргиш. Летом караван двигается чрезвычайно медленно, 3—4 км в час. Но зимой на хороших оленях можно делать за день до 250 км, продвигаясь со скоростью до 30 км в час. При этом олень еще и очень вынослив, можно ехать на нем целые сутки без корма, лишь давая ему изредка немного передохнуть.

Как транспортное животное олень до сих пор широко используется в хозяйствах, занимающихся оленеводством, при выпасе оленей, на охотничьем промысле, при перевозке жилищ, домашних вещей, поскольку члены оленеводческих бригад и большая часть их семей продолжают вести кочевой образ жизни в связи с сезонными переходами оленей. В употреблении остаются все виды нарт, характерные для ненецкого оленного транспорта. Мотонарты и вездеходы не могут заменить традиционного передвижения на оленях, которое и в наше время остается наиболее рациональным и приспособленным к условиям кочевого быта.

Оленный транспорт ненецкого типа (нартенное использование оленя, косокопыльные нарты пазового крепления, упряжка веером) характерен не только для ненцев, энцев, нганасан и селькупов, но также для кетов, части долган, хантов и манси, которые заимствовали его у своих самодийскоязычных соседей.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒