Воронков H.A. "Экология общая, социальная, прикладная" стр.215

Воронков H.A. "Экология общая, социальная, прикладная" стр.215

Лесную промышленность по праву относят к самой расточительной отрасли. Приводятся данные, что только 20-30% от заготовленной древесины идет в дело. Остальная теряется на пути от лесосеки до изготовления конечного продукта. Основные из этих потерь и их причины приводятся в табл. 38.

Кроме оставления значительной части древесины непосредственно на лесосеках и потерь при транспортировке (древесина таких лиственных пород, как береза, осина, ольха, часто не вырубается либо не вывозится), недопустимо велики потери древесины при переработке в результате большого количества неиспользуемых отходов и по другим причинам.

Страна продолжает экспортировать древесину в виде бревен (кругляка). Это самый нерациональный способ торговли древесным сырьем (низкие цены, не развивается отечественная деревообработка и деревопереработка, не используются возможности повышения занятости населения и т. п.). Показателем низкой эффективности использования древесины являются виды и количество получаемой из нее продукции.

Из табл. 39 видно, что Финляндия из одной и той же массы древесины получала в четыре раза больше продукции, чем это было характерно для СССР. С тех пор мало что изменилось. В качестве наиболее универсального показателя степени рациональности использования древесины является производство бумаги из единицы древесной массы. По данному показателю Финляндия опережала СССР в 7 раз. Располагая в 50 раз меньшими запасами заготавливаемой древесины, чем СССР, она экспортировала в 2 раза больше лесобумажной продукции.

Таблица 38

Основные потери древесины на различных этапах заготовки, транспортировки и переработки

Места и виды потерь

Основные причины потерь

1. Недорубы (оставление несруб-ленными на вырубках части деревьев, которые затем погибают)

2. Оставление срубленных деревьев на лесосеках

3. Неиспользование древесины второстепенных, как правило.мягколи-ственных деревьев, а также пней, корней, вершин деревьев, сучьев и других порубочных остатков

1. На лесных дорогах — от лесосек до мест первичного складирования (железные дороги, пристани, берега рек и т.п.)

2. В местах складирования (в основном потеря качества или гниение)

3. От временных складов до мест . переработки

1. При лесопилении

Технологически удобно и выгодно лесозаготовителям, бесхозяйственность

То же

То же, а также отсутствие технологий переработки и спроса

2. При обработке лесоматериалов

3. При использовании изделий

Строительство дорог из древесины (лежневок), плохое их качество,несовершенная техника, бесхозяйственность

Несвоевременная вывозка или сплав, неблагоприятные природные явления, например наводнения или маловодность рек и др.

Несовершенные методы транспортировки, особенно сплава (разрозненными бревнами и др.)

Устаревшая техника, низкая технологическая культура и как результат — неоправданно высокая доля низкосортных материалов и отходов (опилки, горбыль) и низкая доля их использования

То же и большой объем использования (продажи) древесины без глубокой переработки (в виде бревен) в целлюлозу, бумагу, прессованные изделия, химические продукты и т.п. Быстрый выход из строя изделий,по-лученных на основе древесины.Недостаточная или несвоевременная защита от гниения и др. видов разрушений


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒