Воронков H.A. "Экология общая, социальная, прикладная" стр.222

Изготовление межкомнатной двери dveri-nika58.ru/katalog-mezhkomnatnykh-dverej/10/.

Воронков H.A. "Экология общая, социальная, прикладная" стр.222

Заметное улучшение экологической обстановки в ряде регионов является некоторым положительным моментом, но не дает осно-

ваний для оптимизма. Подъем производства неизбежен, а вместе с ним и экологические издержки, так как нерешенными остаются основные вопросы: совершенствование технологических процессов, создание и соблюдение четких норм природопользования, а также действенной системы экологического образований и воспитания населения.

Вопросы и задания

1. Какие специфические экологические проблемы характерны для России? Как они связаны с природно-территориальными и социально-экономическими условиями?

2. Что характерно для демографической ситуации России в прошлом и в настоящее время?

3. Назовите отрицательные экономические и экологические последствия использования водных, почвенных, лесных и энергетических ресурсов. В чем их отличие от других стран?

4. Приведите данные обеспеченности России различными видами ресурсов. Какие проблемы связаны с их использованием в настоящее время и возможны в будущем?

5. Приведите примеры районов и отдельных природных объектов России наиболее неблагоприятных в экологическом отношении.

XV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ИЛИ УРОКИ ЭКОЛОГИИ. БЫЛИ ли они НЕИЗБЕЖНЫ?

Практически вся деятельность человека, во всяком случае, с момента неолитической революции (15-20 тыс. лет назад), сопровождалась экологическими ошибками. Эти ошибки в конечном счете проявлялись через экологические кризисы (см. разд.Ш.З,ч. II).

В данном разделе мы рассмотрим некоторые примеры антиэкологической деятельности человека, следствием которой являлись глубокие изменения экосистем, вплоть до потери ими способности саморегулирования и самовосстановления.

Знакомство с причинами и следствиями таких ошибок дает возможность убедиться, что их можно было бы избежать, если бы человек при решении интересующих его задач руководствовался наряду с экономическими целями экологическими критериями.

ХУЛ. Разрушение экосистем. Опустынивание

К числу экологических уроков, которые имеют наиболее длинную историю и, пожалуй, принесли биосфере и человеку максимально ощутимый ущерб, следует отнести разрушение экосистем, их опустынивание. Под последним понимается разрушение экосистем до такой степени, что они теряют способность саморегулирования и самбвосстановлешя. Растительность при этом, как правило, уничтожается, почвы теряют свое основное качество - плодородие.

Опустынивание стало сопровождать человека со времени его перехода к ведению примитивного хозяйства. Три основных процесса способствовали этому: эрозия почв, вынос химических элементов с урожаем, вторичное засоление почв при поливном земледелии.

В ряде случаев эти процессы накладывались на неблагоприятное изменение климата, его аридизацию (засушливость). При таких стечениях обстоятельств процессы опустынивания резко интенсифицировались. Интегральный результат различных видов опустынивания к настоящему времени выражается в потере 1,5-2 млрд. га плодородных земель за историю человечества.

В ряде случаев, особенно если разрушение земель не сопровождалось аридизацией климата, опустынивание могло идти по типу повторяющихся циклов: экосистема - ее разрушение (катоценоз) -первичная сукцессия. Последняя могла достигать завершающей стадии (климакса) или вновь прерываться опустыниванием.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒