Кафанов Л.И., Кудряшов В.А. "Морская биогеография: Учебное пособие." стр.63

Кафанов Л.И., Кудряшов В.А. "Морская биогеография: Учебное пособие." стр.63 Кафанов Л.И., Кудряшов В.А.

anthropos - человек, genos - рождение, происхождение), т.е. обусловленных деятельностью человека, интродукций.

Организмы, обрастающие суда, имели возможность вселяться в новые местообитания уже в начальные этапы развития мореплавания. С развитием последнего, особенно со второй половины XIX в., антропогенные интродукции приобрели исключительные масштабы. Важную роль сыграли также сооруженные для обеспечения судоходства в XIX в. трансокеанические Суэцкий1 и Панамский каналы, а также построенные позже каналы (Волго-Донской, Волго-Балтийский2, Беломоро-Балтийский и др.), соединившие отдельные внутриматериковые моря. Разумеется, не все интродукции завершались колонизацией новых акваторий. Вселявшиеся организмы могли не найти благоприятных условий для существования или вытеснялись в результате конкурентного давления со стороны аборигенного населения. Однако в некоторых случаях антропогенные интродукции имели исключительные значение. Так, большинство автохтонных сообществ Каспийского моря приобрело выраженный средиземноморский характер в результате непреднамеренных (через Волго-Донской канал) и преднамеренных интродукций из Черного и Азовского морей. Проникшая в Каспий в самом начале 30-х годов XX в., вероятно числом в несколько экземпляров, планктонная водоросль Phizosolenia calcar-avis уже в 1936 г., воспроизвела биомассу в несколько миллионов тонн, что составило около 2/3 всей биомассы планктона.

Для антропогенных интродукций характерны разновременность и разнонаправленность вселений. Например, краб Phithropanopeus harrisi tridentata, родиной которого является северо-восточное побережье Северной Америки, первоначально мигрировал с судами к побережью Нидерландов и в Балтийское море, затем - в Черное и Азовское моря, а из последнего через Волго-Донской канал - в Каспийское море, где стал обычным компонентом донной фауны.

Все антропогенные интродукции можно разделить на непреднамеренные и преднамеренные. Непреднамеренные интродукции, или автоинтродукции (от греч. autos - сам и интродукция) возникают при расселении обрастателей судов или траиспорти-

1 Для миграций красноморской биоты в Средиземное море через Суэцкий канал употребляют даже специальное обозначение "лессепсова миграция" (по имени руководителя строительства Суэцкого канала Фердинанда Лессепса). Суэцкий канал в его нынешнем виде был построен в 1869 г., хотя первый на его месте канал был сооружен в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамсесом II.

2 Впрочем, Волго-Балтийский водный путь (как часть маршрута "из варяг в греки") существовал много раньше.

руемых гидротехнических сооружений, при транспорте пелагических личинок или спор через искусственные каналы, со сбрасываемыми с судов балластными водами или как случайный элемент при преднамеренных интродукциях (например, со спатом устриц или в результате паразитизма/комменсализма на вселяемых организмах). Результаты автоинтродукций непредсказуемы и по большей части несут отрицательные последствия из-за увеличения фонда организ-мов-обрастателей, фактических или потенциальных паразитов, или же вследствие увеличения пищевой и других форм конкуренции для хозяйственноценных представителей автохтонной биоты.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒