Экология этнических культур Сибири стр.50

Экология этнических культур Сибири стр.50

Попова У. Г. Эвены... С. 58—59. Василевич Г. М. Эвенки. С. 89.

Рис. 12. Олений сарай. Кеты. (МАЭ, № И1268-4).

ла и сразу же после него, навесов (иногда сараев) для защиты от солнца и дымокуров от комаров (рис. 12). Иногда практиковалось и объединение стад под присмотром специально выделенных пастухов, что давало возможность большинству трудоспособных членов семей свободно заниматься промысловой деятельностью, в первую очередь рыболовством. Оленеводство эвенков на этом фоне отличалось сохранением тунгусских традиций доения важенок, осеннего забоя небольшой части стада на мясо. У манси оленеводство, по своей ориентации близкое к ненецкому, развивалось там, где была возможность летом перегонять оленей на Урал.37

Различия между двумя типами оленеводства у эвенков, выделенными Г. М. Василевич и условно названными ею "эвенкийским" и "орочонским", к рубежу веков были во многом нивелированы под воздействием развивавшегося пушного промысла. Оленеводческое хозяйство всех групп оленных эвенков Средней Сибири по таким показателям, как размер стада, отношение к оленю и уход за ним, развивалось по направлению к общей стандартной форме.38 Понятие об оптимальном размере стада определялось общей ориентацией хозяйства на интенсивный пушной промысел. Источники XIX—XX вв. от-

37 Алексеенко Е. А.: I) Кеты. С. 65-68; 2) Промысловая культура... С. 60; Лукина Н. В. Культурные традиции... С. 125; Прокофьев Г. И. Остяко-самосды Турухан-ского края // Этнография. 1928. № 2. С. 100.

38 Туров М. Г. Хозяйство эвенков... С. 85.

6 Экология этнических культур

Экология этнических культур Сибири

мечают, что самые малочисленные хозяйства эвенков располагали стадами в 10—15 голов, тогда как у большей части "бродячих" охотников размеры стада составляли в среднем 25—30 голов.39 Возрастание численности стад сняло ограничения использования оленей только под вьюк, более широкое распространение получило свойственное в прошлом только орочонам вьючно-верховое оленеводство. Характер и сезонные особенности промысловой деятельности достаточно гибко сочетались с потребностями оленеводства в передвижении по соответствующим сезонам пастбищам и определяли годовой хозяйственный цикл. Вольный зимний выпас оленей соответствовал условиям оседлого зимнего местообитания охотников. До начала отела кочевание обеспечивало продолжение весенних заготовок пушнины и весенних массовых заготовок мяса копытных во время охоты гоном по насту. Период оседлой жизни весной совпадал со временем отела. С появлением комаров начиналось летнее кочевание, связанное в большой степени с охотой и другими видами промысловой деятельности, при котором оленей удерживали сооружением дымокуров. Со второй половины лета начиналось кочевание в обратном направлении в сторону зимних стойбищ, характер использования оленей определялся потребностями промысла копытных, а затем и начинающимся сезоном пушной охоты. Практиковавшийся в эвенкийском оленеводстве небольшой осенний забой оленей (обычно нескольких старых быков, яловых важенок) можно рассматривать не столько с точки зрения характеристики продуктивного направления оленеводства, сколько как необходимую селекционную работу, направленную на поддержание оптимального количественного и качественного состава стада. 40 Близкий к эвенкийскому тип транспортного оленеводства существовал также в комплексном хозяйстве эвенов и неги-дальцев верхнего течения Амгуни.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒