Воронков H.A. "Экология общая, социальная, прикладная" стр.242

Воронков H.A. "Экология общая, социальная, прикладная" стр.242

В этом же плане надо рассматривать предложения по введению налога на загрязнение среды и прежде всего на углерод как средство борьбы с его эмиссией. Этот налог призван стимулировать использование низкоуглеродных и безуглеродных источников электроэнергии. Чем более грязное топливо используется, тем выше должен быть налог. В то же время страны, отдающие приоритет более дорогим, но экономически более чистым энергоносителям, должны иметь возможность получать кредиты, дотации и т. п.

Отказ от примата потребительства. Становится все более очевидным, что путь удовлетворения человеком своих неуемных потребностей и желаний не оправдан ни с нравственной, ни с экономической, ни с экологической точек зрения. Осознается, что такой путь для человечества тупиковый. Он может осуществляться только в рамках отдельных государств, которые используют не только

свои ресурсы и среду но и других государств. Все человечество развиваться по такому пути не может. ; • v

Модель потребительства в свое время была сформулирована одним из специалистов по розничной торговле (В. Лебоу): «Намнуж-но, чтобы вещи покупались, выбрасывались и заменялись другими во все больших масштабах. Этого требует наша чрезвычайно производительная экономика».

Американский ученый Аллан Дюринг отмечает, что эта модель годна только для одного миллиарда людей, живущих в достатке и причиняющих львиную долю ущерба всей планете. Она не осуществима и не реальна для всей планеты. Если же эта мечта о богатстве будет реализовываться, то планета опустеет задолго до того, как это может осуществиться. Напомним, что на промышленно развитые страны (это все тот же миллиард населения) приходится 2/3 всех выбросов углерода в атмосферу и 3/4 окислов серы и азота, они ответственны за выбросы 90% веществ, разрушающих озоновый слой.

Важно подчеркнуть, что опросы, проведенные в разное время, показывают, что с повышением богатства количество счастливых людей не увеличивается. Многих не покидает ощущение, что мир изобилия как-то пуст, люди обмануты культурой потребительства.

Тот же А. Дюринг подчеркивает: «Если мы не поймем, что больше не всегда значит лучше, наши попытки предотвратить экологическую гибель планеты будут подавлены нашими аппетитами». Вспоминается высказывание (Г. Д. Торо), что богатство следовало бы определять тем количеством вещей, от которых человек способен отказаться.

Возможности такого плана велики. Назовем некоторые из них. Ничем не оправданы, например, увеличивающиеся невиданными темпами расходы на рекламу. В США с 1950 по 1969 г. они на душу населения увеличились со 198 до 498 долларов в год, что гораздо быстрее, чем темпы роста экономики.

Не оправданы потребительские критерии жизни и с точки зрения питания. «Класс мясоедов» (мясная пища 40% и более в общем потреблении калорий), который составляют около 1 /4 населения земли, для производства мяса расходует до 40% всего получаемого в мире зерна. Примечательно, что среди этой категории людей смертность значительно выше, чем среди тех, у кого на животную пищу приходится всего лишь 10-15% от общего количества калорий.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒