Использование низкотоварной древесины и отходов лесопромышленного производства стр.12

•    Производство щепы - на верхнем складе у сучкорезной машины. Щепа используется как биотопливо.

•    Производство щепы на вырубках - из валов (куч), образовавшихся после очистки лесосеки.

Для производства щепы в условиях лесосеки в настоящее время могут быть использованы следующие технологические процессы и системы машин.

1.    Валка и пакетирование тонкомерных деревьев - ЛП-17А;сбор и подвозка сырья к месту переработки на щепу - погрузочно-транспортная машина ЛТ-168; переработка сырья на щепу - передвижная рубильная машина-УРП-1; вывозка щепы - контейнерный автопоезд ТМ-12.

2.    Сбор и подвозка лесосечных отходов к месту переработки на щепу - ЛТ-168;переработка лесосечных отходов на щепу - УРП-1; вывозка щепы - контейнерный автопоезд ТМ- 12.

Из зарубежных рубильных машин представляет интерес Еdsbg, производимой в Швеции. Рубильная машина монтируется на тракторе и приводится в действие через вал отбора мощности. Размер приемного окна 22x25 см. Подача сырья на загрузочный транспортер ручная. На диске установлено 4 ножа. Производительность 10-15 пл.м /час. Длина щепы по волокнам 5-12 мм.

Производство щепы на лесосеке имеет ряд недостатков:

-    необходимость привлечения дополнительного числа рабочих для работы в лесу;

-    влияние погодных условий;

-    более высокие эксплуатационные расходы по сравнению с затратами на обслуживание стационарного оборудования.

Процесс производства щепы на лесосеке из малоценных пород, кустарника и отходов лесозаготовок должен органически вплетаться в существующие процессы лесозаготовок. Более эффективным является производство щепы на предприятиях, применяющих вывозку леса в хлыстах и на лесосеках, разрабатываемых без сохранения подроста.

При транспортировке щепы или порубочных остатков невозможно использовать полностью грузоподъемность транспортных средств. В процессе транспортировки груз уплотняется. В зависимости от расстояния перевозки и вида груза могут быть использованы несколько типов транспортных средств. На небольшие расстояния щепу и порубочные остатки можно перевозить трактором с прицепом, при дальних перевозках используются автомобили с прицепом. Объем груза зависит от типа машины, емкости кузова и прицепа.

Щепа характеризуется весьма разнообразными показателями в зависимости от влажности, породы, способа загрузки и т.д. Щепу учитывают в кубических метрах плотной массы. Средняя насыпная масса щепы принимается равной

0,3 т/мЗ

Производство угля древесного

Ежегодно при заготовках древесины в Хабаровском крае образуется масса лесосечных отходов, которые в силу различных причин в настоящее время в подавляющем большинстве случаев остаются в лесу. Основными причинами не использования этого ресурса, существующими в Хабаровском крае, являются возросшие расходы по транспортировке (среднее плечо вывоза составляет 100 км) и исторически сложившееся отсутствие промыслов по переработке лесосечных отходов непосредственно на местах лесозаготовок. Специалистов этого профиля не готовит ни одно учебное учреждение края. В тоже время в лесных районах в России (центральный, северо-западный, уральский регионы ) издавно существовала культура углевыжигания, смолокурения, пихтоварения и т.д. Эти виды деятельности носили характер семейного подряда, производя продукты как для внутреннего потребления, так и для экспорта, принося значительный доход. Одним из таких продуктов является древесный уголь. Производство этого ценного продукта, используемого с большой эффективностью во многих отраслях хозяйства для энергетических и химических целей, резко сократилось (в России в целом с 300 тыс. т до 50... 60 тыс. т). В одном же из огромных лесных регионов - Хабаровском крае производство древесного угля практически не культивировалось. Это объясняется имевшей право быть ставкой на более глубокое и промышленнообъёмное производство целлюлозы, бумаги и на получение энергии с использованием водных ресурсов и ископаемого топлива. С обострением положения в энергетике, возрастанием цен на топливо, на транспортные перевозки, а также исчезновением в Хабаровском крае целлюлозных заводов вопрос с использованием древесины, бросаемой на лесосеках, для углевыжигания становится в настоящее время чрезвычайно актуальным, с целью производства древесного угля, как теплоносителя, и сырья для последующего передела, как ценного продукта для экспорта, а также для решения вопросов социальных: занятости населения и энергообеспечения лесных посёлков.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒