Использование низкотоварной древесины и отходов лесопромышленного производства стр.41

В указанном документе отмечается, что российские леса привлекают все больше внимания заинтересованных сторон как внутри страны, так и за рубежом.

В этой связи, а также в ответ на запрос Правительства РФ, Всемирный банк подготовил дискуссионную записку, в которой представлен взгляд «со стороны» на основные направления существующей программы реформирования лесного комплекса в том виде, в каком она отражена в Основных направлениях развития лесной промышленности на 2003-2010 годы (утверждены в декабре 2002 года), в Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы (утверждена в январе 2003 года) и в ряде новых правовых инструментов, которые разрабатываются в настоящее время (в проекте новой редакции Лесного кодекса РФ, в проектах законов «О платежах за лесопользование» и «О договорах концессии»).

В основу представленной записки положены три взаимосвязанных идеи, которые по сути дают негативную оценку указанным выше уже утвержденным документам и являются своего рода «целеуказанием» для разрабатываемых законопроектов:

1)    Необходимость усиления взаимосвязи между лесным хозяйством, механизмами финансирования лесного хозяйства, государственными лесными институтами и лесной промышленностью. В записке отмечается, что недостаточное финансирование лесхозов обуславливает слабый контроль за соблюдением законодательства (незаконные лесозаготовки) и неэффективное управление лесными ресурсами (чрезмерно интенсивные санитарные рубки). Однако, увеличение бюджетных ассигнований на государственные услуги во многом зависит от увеличения объема экономических выгод, которые леса дают стране (доходы, занятость), что, в свою очередь, требует применения эффективных механизмов определения стоимости лесных прав (прозрачные конкурсные торги) и создания более благоприятных основ, стимулирующих привлечение новых инвестиций (гарантированный долгосрочный доступ к лесам).

2)    Совершенствование государственного управления имеет решающее значение для обеспечения неистощительного использования лесов. Неэффективное использование таких общих благ, как леса и лесные доходы, приводит к тому, что их вклад в национальную экономику намного меньше имеющегося потенциала, а страна теряет интерес к долгосрочному сохранению этих общих благ. Прежде всего, необходимо обеспечить четкое распределение ответственности, прав и обязанностей, упрощение процедур и устранение экономических перекосов и стремиться не к техническому совершенству, а к прагматизму и простоте.

3)    Внеотраслевые факторы, такие, как условия предпринимательства внутри страны, судебная и банковская системы, реформирование государственного сектора, социально-политические приоритеты и международная рыночная конъюнктура, нередко имеют большее значение, чем технические аспекты лесоуправления. Российская программа реформирования лесного сектора должна соответствовать (по мнению авторов записки!) национальным ориентирам в области реформы государственного сектора и управления общими благами.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒