Перечисленный перечень проблем, которые предстоит решать в крае, превращает ВИС, как основу эффективного управления производственной деятельностью в достаточно отдаленную для Хабаровского края перспективу и предполагает «постепенное взращивание» нового механизма управления на основе существующих управленческих структур в лесном комплексе края.
По нашему мнению прообразом ВИС в крае постепенно становятся холдинги ОАО «Дальлеспром» и ЗАО «Флора».
В условиях рыночной экономики главным инструментом управления действующими в лесном комплексе частными фирмами является наделение правом пользования лесными ресурсами. Сейчас происходит трансформация этого инструмента, т. к. уменьшается объем незанятых и относительно доступных лесных массивов. Поэтому на первый план в качестве инструмента выходит контроль использования арендных участков и перераспределение их в пользу эффективных лесопользователей.
Это серьезная проблема, решение которой предполагает комплексную оценку действующие предприятий, пересмотр договоров аренды, вплоть до полного их аннулирования, со всеми бесперспективными предприятиями, не осваивающими свои арендные участки, и последующую передачу участков в аренду на основе проектов, предусматривающих комплексное использование древесных ресурсов.
Необходимо также отметить, что в развитии лесной отрасли края закончился период высоких темпов увеличения объемных показателей. Среднегодовые темпы наращивания объемов вывозки древесины, начиная с 1998 года, превышали 20 %. Естественно, что отрасль подошла к пределу своего экстенсивного развития. Начиная с 2003 года, темпы наращивания объемов вывозки не будут превышать 5 - 6 % ежегодно. И то при условии, что будет найдено удовлетворительное решение следующих проблем, стоящих перед лесной отраслью края:
- проблема технического перевооружения и модернизации производства;
- проблема экспорта лесоматериалов;
- проблема деконцентрации производства;
- проблема развития лесоперерабатывающих производств;
- проблема сокращения финансирования лесоустроительных работ из федерального бюджета.
Далеко не все они имеют быстрое решение. В тоже время, именно от оперативного реагирования на вновь возникающие трудности во многом зависит вектор дальнейшего развития отрасли по основным параметрам.
Но главное в том, что решение основных проблем лесного комплекса края требует принятия неотложных мер прежде всего на федеральном уровне. Необходимо принять в новой редакции Лесной Кодекс РФ, а также ряд новых федеральных и краевых законов.
В рамках подзаконных нормативных актов необходимо найти решение на уровне федерации таких проблем как:
- возмещение предприятиям лесной промышленности части затрат на уплату процентов по кредитам в российских банках для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива в достаточных объемах;
- разработка дифференцированной системы железнодорожных тарифов, обеспечивающих равновыгодность перевозок лесных грузов;