Kонец мусорной цивилизации стр.50

Здорово, что у нас будет Зимняя 0лимпиада-2014! Посмотрите, какие вести идут оттуда. Даже если мы не победим по количеству медалей (тьфу, тьфу, тьфу) - в России будет пример международной программы Zero waste или «Ноль отходов».

10-12 лет назад, когда мы в Пущино начинали, трудно было найти какие-либо сведения по управлению отходами, кроме Москвы, Санкт- Петербурга. Теперь эти проблемы заставляют руководителей многих регионов искать пути решения. Интернет-сайты www.recylers.ru,www.waste-centre.ru,www.ineca.ru и другие регулярно сообщают нам об этом. Например, http://www.dipa.ru/news.html регулярно публикует перечень статей из регионов по этим проблемам.

Мы убедились, что ТБО в России «взяли за горло» общественность и руководство наших городов, и многие города пытаются решать эту проблему. Как говорится, лед тронулся. Однако, кроме желания и решения финансовой стороны, этому должна способствовать нормативно-правовая база управления отходами.

Первые законы, в которых было оговорено наказание за экологические преступления, относятся к 11 тысячелетию до нашей эры. Согласно законам Вавилонского царя Хаммурапи, штраф за рубку фруктового дерева был равен наказанию за нанесение тяжелых тесных повреждений. Древнеримские законы двенадцати таблиц также предусматривали штраф за незаконно срубленное дерево, он составлял 25 медных монет.

Наш царь Петр Первый ввел наказание конникам, если они не уберут с улицы навоз от своей лошади. Когда в начале XX века по России прокатилась волна эпидемий, в 1907 г. губернатор Московской губернии издал указ штрафовать виновных в санитарных нарушениях до трех тысяч рублей или накладывать арест сроком до трех месяцев.

В нашей стране только в 1998 г. был принят Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Статья 13 этого закона посвящена требованиям по обращению с отходами на территории городских и других поселений. Однако порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, бумага и др.), определяется органам местного самоуправления. А значит, правовая сторона обращения с отходами должна дорабатываться в каждом субъекте Российской Федерации. Но этого не делают, поэтому индустрия отходов, как таковая, в России отсутствует (перерабатывается всего 2-3% всех отходов).

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовые отходы.

ЖКХ, со всей его реформой, совершенно не до бытовых отходов. По оценкам Госстроя ежегодные затраты на реформу ЖКХ в пересчете на душу населения составят не менее 450$ в течение 5-7 лет. [45] Трудно рассчитывать на покрытие таких расходов из тарифных поступлений или бюджета. Во-первых, надо проверить обоснованность этих цифр и, во-вторых, расширить доходную базу муниципальных образований путем создания на местах собственных предприятий ЖКХ, выходящих за рамки монополий. Вполне возможна такая перестройка структуры и механизма хозяйствования, при которой ЖКХ становятся окупаемым. Об этом говорит «мусорная арифметика».

Ежегодно более 40 млн. т коммунальных отходов бесполезно оседают на свалках и полигонах. В них содержится 11,4 млн. т макулатуры, 2,6 млн. т пластика, 1,1 млн. т текстиля, 700 тыс. т стекла, 600 тыс. т металлолома, 10 млн. т органических отходов. Рыночная цена перечисленных продуктов превышает 1,2 млрд. долларов, или 8,3 доллара на человека в год при сохранении устойчивого спроса в стране и за рубежом. По действующему законодательству все эти «богатства» принадлежат местным властям, однако, до сих пор отходы представляют для нее головную боль, а не источник процветания. Муниципальные предприятия продолжают складировать отходы на свалках, собирая за эту «услугу» те же 8 долларов в год с человека. [45]


⇐ вернуться назад | | далее ⇒