Kонец мусорной цивилизации стр.52

Заместитель начальника управления государственного экологического контроля Ростехнадзора России В. А. Сапожникова полагает, что проблемы законодательства - не единственные в сфере обращения с отходами. Много вопросов вызывает финансово-экономическое регулирование. Существует острая потребность в разработке федеральной целевой программы обращения с отходами.

В сфере государственного управления (именно управления, а не тотального контроля) в обращении с опасными отходами у России имеются колоссальные неиспользованные ресурсы. И оттого, как они будут использованы, зависит тот вариант, по которому станет дальше развиваться ситуация. Можно спрогнозировать, по крайней мере, два возможных сценария. Назовем их условно «европейским» и «азиатским» [54].

«Азиатский» сценарий предполагает приоритет простых решений. Например: «сжечь все, что горит, и закопать все, что не горит (фото 12). Объективно это ставит непреодолимый барьер на пути развития передовых технологий в области утилизации отходов. А жесткий контроль при отсутствии государственных механизмов финансового регулирования приводит к торжеству концепции «проще откупиться, чем выполнить». По этому пути мы двигались достаточно долго. Дальше так продолжаться не может.

«Европейский» сценарий характеризуется приоритетом переработки отходов над их сжиганием, приоритетом сжигания отходов над их захоронением, реализацией строго регламентированных процедур документального подтверждения движения отходов взамен попыток тотального многоуровневого контроля, государственным финансовым стимулированием отрасли раздельного сбора и переработки отходов и финансового участия производителей в реализации процедур утилизации отслуживших свой срок товаров.

Если попытаться на основе всего изложенного выстроить логику выводов, то они могут выглядеть следующим образом.

Сбор опасных отходов - это самостоятельная отрасль производства, во многом определяющая направление и динамику развития перерабатывающих мощностей.

Развитие отрасли дифференцированного сбора опасных отходов - это реальный шаг к увеличению вторичной переработки отходов, к сокращению сжигания отходов и, следовательно, снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Государственная экологическая политика должна предусматривать стимулирование развития технологий раздельного сбора опасных отходов.

Бизнес-сообщество может и должно способствовать решению проблемы отходов, принимая участие в утилизации выходящих из использования товаров, произведенных им, как это следует из европейской концепции ответственности производителя и (или) поставщика.

Безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольнонадзорную деятельность в этой области, так как сегодня ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам разделены неудовлетворительно [54].

Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами санкции зачастую не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном - органы госнадзора взыскивают их крайне редко. В ряде субъектов Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке не поднимаются вовсе.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒