Kонец мусорной цивилизации стр.54

В целом за последние годы стратегия управлениями отходами претерпела существенные изменения. Взят ориентир на уменьшение количества образующихся отходов, развитие методов их утилизации и снижение потока захораниваемых отходов, том числе, за счет создания таких условий, при которых захоронение отходов становится экономически невыгодным. Большое внимание уделяется расширению заготовительной сети и повышению качества сбора отходов [54].

В ближайшие 5-10 лет ситуация с переработкой отходов будет зависеть от мер, которые примет Президент и Правительство России, по созданию более благоприятных условий для сбора и переработки отходов, как это сделал глава Украины перед своим уходом. Виктор Ющенко подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами», принятый Верховной радой 21 января 2010 года. Закон закрепляет на законодательном уровне правила обращения с отходами и вводит раздельный сбор бытовых отходов.

По мнению председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии РФ Натальи Комаровой, чтобы преодолеть тотальную «мусорную угрозу», необходимо согласованно действовать по двум ключевым направлениям: во-первых, развивать эффективную систему обращения с отходами, сводящую к минимуму негативное воздействие на природу и человека, во-вторых, стимулировать вторичную переработку отходов.

О необходимости развития новой для российской экономики отрасли переработки бытовых отходов заявил в своем приветствии к участникам шестой Международной выставки природоохранных технологий «Вэйст Тэк-2009», открывшейся в Москве, министр экологии и природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. «Значительную опасность для жизни и здоровья граждан сегодня представляют большие объемы ТБО, которые захораниваются в необорудованных местах вблизи городов, - отметил Трутнев. - Для ликвидации наиболее опасных локализованных загрязнений, насчитывающих около 200 точек на карте России, развития отрасли переработки отходов, внедрения соответствующих технологий необходимы новые экономические инструменты, знания и международный опыт».

Чтобы повсеместно запустить переработку, необходимо создать нормативноправовую базу, которая законодательно закрепила бы приоритет ресайклинга перед другими, не столь экологичными и затратными способами обращения с отходами. Необходимо разработать и законодательную базу поощрения предприятий, занимающихся сбором и вторичной переработкой компонентов ТБО. По крайней мере, частично здесь мог бы пригодиться богатый опыт немецкой Duale System - der Grüne Punkt в отношении отходов упаковки. Суть его вкратце состоит в том, что пошлина на загрязнителей окружающей среды и доход от лицензирования экологичной продукции, маркированной «зеленой точкой», в качестве дотации поступают переработчикам ТБО.

Вот конкретные предложения специалистов НИЦПУРО [54]

1. Ввести налог (или платежи) на использование упаковки, что позволит сформировать фонд для поддержки переработчиков отходов упаковки. Размер налога целесообразно сделать дифференцированным. Это необходимо для того, чтобы обеспечить определенное экономическое давление на применение тех видов упаковки, которые оказывают большое вредное воздействие на окружающую среду. Плательщикам налога должны быть производители либо потребители тароупаковочной продукции (это должно быть уточнено в процессе выполнения программы), а также импортеры упаковочной продукции.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒