Kонец мусорной цивилизации стр.55

По предварительным оценкам и опыту зарубежных стран введение налога на упаковку приведет к увеличению стоимости продукции в среднем не более, чем на 1-2%, и не сможет оказывать заметного воздействия на снижение спроса на упаковочную продукцию. Однако, это позволит, во-первых, решить экологические проблемы с отходами тары и упаковки, во-вторых, будет способствовать быстрому возрождению и дальнейшему развитию системы вторичных ресурсов в России, поскольку, как показывает опыт, развитие системы вторресурсов не может осуществляться без экономической поддержки, а государство пока не в состоянии предоставить таким предприятиям какие-либо дотации или налоговые льготы.

2.    Создать систему финансовой поддержки сборщиков и переработчиков вторичного сырья (в том числе отходов тары и упаковки) из средств фонда, формируемого за счет налога на упаковку.

3.    Создать систему льгот по налогу на прибыль и НДС для предприятий по сбору и переработке отходов.

4.    Придать ресурсосберегающую направленность механизму установления лимитов размещения отходов (путем наложения ограничений на федеральном уровне на захоронение вторичного сырья, установления более высоких уровней платежей за размещение отходов для традиционных видов вторичного сырья, установление нормативных сроков на удельные показатели образования отходов и лимитов их размещения и т.д.).

5.    Установить на законодательном уровне норму освобождения от платы за размещение отходов.

6.    Рекомендовать органам местного управления использовать систему муниципального и государственного заказа для стимулирования спроса на продукцию с использованием отходов [54].

Предварительная сортировка мусора позволит безболезненно перерабатывать его в городах, сохранять ценное сырье. Альтернатива свалкам и МСЗ заключается в постепенном создании системы первичной сортировки мусора на территории городских и других поселений, начиная со сбора особо опасных компонентов (ртутьсодержащих ламп, гальванических элементов и т.п.) и кончая отказом от эксплуатации мусоропроводов -главного источника несортированного мусора. Необходимо установить поэтапность объемов сокращения отходов. Западные страны в законодательном порядке вводят обязательства по сбору отдельных отходов. В национальных планах устанавливаются показатели рециклинга компонентов отходов [22].

Запустить ресайклинг вполне может легкий на подъем частный бизнес, но для этого необходимы коррективы норматив но-право в ой основы обращения с отходами и минимальная поддержка государства, областных и муниципальных властей. Чтобы повысить заинтересованность, можно организовать конкурс среди предпринимательских кругов Москвы или любого иного города на лучший проект переработки компонентов ТБО.

Наконец, вовсе не обязательно все строить с нуля: практически в любом областном центре есть предприятия бывшего ВПК, где существуют простаивающие мощности по переработке пластмасс и металлов. Проблема здесь видится в том, чтобы увязать их конверсионные программы с нуждами региона. Система экономических стимулов ресайклинга детально проработана, например, германской Duale System - der Grüne Punkt в отношении отходов упаковки, опыт которой тиражируется сейчас по всей Европе. Ее элементы вполне могли бы оказаться полезными и для России.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒