Kонец мусорной цивилизации стр.6

Хорошо известна история одной баржи из Нью-Джерси, которая в течение года пыталась пристроить мусор, плавая от порта к порту, но так и вернулась назад со своим опасным грузом.

Многие компании ищут противозаконные пути избавления от отходов, в том числе и экспорт в посткоммунистические и развивающиеся страны. До 1998 г., когда для стран -участниц Базельской конвенции был введен полный запрет на экспорт отходов, эти фирмы использовали всякие лазейки для нарушения конвенции «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», в которой обозначено более 600 наименований веществ и материалов.

Россия привлекла «мусорных брокеров» своими необъятными просторами, недостаточно жестким национальным законодательством в обращении с отходами и крайне низкой правовой культурой местных властей, которые порой совсем не представляют, где заканчиваются их полномочия, и начинается компетенция федеральных органов власти.

Неприсоединение Турции к Базельской конвенции позволило «мусорным брокерам» использовать эту страну, как транзитный пункт при перевозке промышленных отходов в Россию. Ярким примером такой махинации стало «Пущинское дело», которое вошло во многие учебники по экологии для вузов, как пример экологической и экономической преступности.

«Пущинское дело»

В 1995 г. в моем городе свалка бытовых отходов была близка к заполнению. Властью и общественниками обсуждались все аспекты ее закрытия, готовили проект рекультивации и, разумеется, вставал вопрос - куда пущинцам девать свои отходы в дальнейшем?

Тут-то и подоспело «выгодное» предложение от мусорного брокера, австрийской фирмы Förderanlagen und Maschinenbau AG Wien (FMW), о строительстве электростанции в Пущино. Суть предложения заключалась в том, что электростанция должна была работать на брикетах, состоящих на 78% из австрийских промышленных отходов. За изготовление таких брикетов и их транспортировку взялась Турция.

FMW собиралось осчастливить жителей Пущино бесплатной энергией, получаемой от сжигания 100 тысяч тонн европейского мусора в год и 101 новым рабочим местом. В дальнейшем предполагалось сжигать на той же электростанции и наш родной, пущинский мусор. При этом реализация проекта разбивалась на два этапа. Сразу после подписания контракта должно было начаться складирование отходов, поступающих из Европы в Пущино, и продолжаться в течение трех и более лет. Уже была выделена площадка в Серпухове на размещение 300 тыс. тонн отходов [6].

После того, как наладится поступление отходов из Европы, должен был начаться второй этап - строительство самой электростанции. Впрочем, эта электростанция - МСЗ -могла быть и вовсе не построена. Поскольку никакие штрафные санкции по этому поводу в хитроумном контракте не были предусмотрены.

Администрации города очень не хотелось отказываться от обещанных австрийцами 1,5 млн. долларов, которые ежегодно бы поступали на внебюджетный счет в случае реализации проекта. После окончания срока окупаемости фирма обещала увеличить сумму до 8-10 млн. долларов. Естественно, эти деньги должны были пойти на развитие инфраструктуры и строительство жилья, но этого не случилось. Общественность города выразила резко отрицательное отношение к проекту и добилась прекращения этих переговоров. Тем самым фирме была закрыта дорога не только в наш город, но в Россию в целом.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒