Kонец мусорной цивилизации стр.72

- локально».

Иначе перед глазами так и будет появляться с укором старик из тюрьмы особого режима г. Няндома, где мне довелось читать лекцию по экологическим проблемам страны «Что же вы там (на воле) живете, как нелюди! Только и знаете - давай, круши, ломай!!!. По поселкам пройти невозможно: все в грязи и вони».

Приложения

Использование ценных фракций

Существует определенная группа отходов производства и потребления, которые создают типовые экологические проблемы практически в каждом регионе России. К числу таких отходов следует отнести макулатуру, древесные, текстильные и полимерные отходы, изношенные шины и некоторые другие отходы. Все перечисленные отходы являются многотоннажными, то есть очень объемными. Значительная их часть представляет коммерческий интерес. Существуют производства по переработке указанных отходов (фото 45-47).

Отходы от строительства.

В 1976 г. образовалась Европейская ассоциация по сносу зданий, сегодня в нее входят более 50 фирм из 17 стран мира [24]. Спрос на услуги этих фирм неуклонно стимулируется ростом цен на вывоз строительных отходов. В зависимости от страны, вида лома и месторасположения свалки сегодня вывоз тонны такого мусора обходится от 4 до 150 евро. Поэтому многим застройщикам выгоднее тратить средства, время и усилия на утилизацию строительных отходов, чем вывозить их на свалку.

Влияние природоохранных и правительственных организаций, а также рост стоимости земли приводят к тому, что в некоторых развитых странах законодательно запрещено вывозить на полигоны те строительные отходы, которые можно с успехом переработать. Скажем, сегодня в Германии функционирует более 400 заводов, перерабатывающих строительный мусор. Только в Берлине действуют около 100 перерабатывающих центров. Из 59 млн. т строительного лома, образуемого на стройплощадках Германии, перерабатывается порядка 80%. Гораздо выше этот процент в странах, в которых, как говорится, «негде развернуться», и где дорог каждый квадратный метр территории. В Нидерландах в повторное использование идет 90% строительных отходов, в Бельгии — 87%, в Дании — 81%. В целом же, по странам ЕС средний уровень переработки строительных отходов составляет сегодня 28%, и доля вторичного строительного сырья там неуклонно растет.

В Японии не только перерабатывают до 80% образующихся отходов, но и остающимся после переработки «хвостам» (неутилизируемой части) тоже находят полезное применение. Чтобы отвоевать у океана так необходимые стране участки суши, в Японии используют утрамбованный мусор для строительства искусственных дамб и целых островов. Так, Одайба - фактически, «мусорный» остров. Вторым (менее известным, но не менее красивым) из «мусорных» островов является Тэннозу. Кстати, если Одайба известен в Японии, как место романтических свиданий, то Тэннозу - место жительства богатой столичной публики.

В России перерабатывается от силы 10% отходов от строительства новых и сноса старых сооружений [47]. Причины нашей отсталости от многих стран Европы, как полагаем, кроется в несовершенстве отечественных нормативно-правовых механизмов.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒