Kонец мусорной цивилизации стр.78

Однако есть и другие примеры. Так, в 2003 году в Подмосковье появился ультрасовременный производственный комплекс по переработке пластмасс. Пройдя пусконаладочный этап, завод разорился, оказавшись практически полностью без сырьевого обеспечения. [52].

Чеховский регенератный завод - одно из старейших предприятий по переработке изношенных автомобильных шин. Несколько лет назад завод, не имея четко выстроенной системы сбора отходов и ощущая существенный дефицит сырья (производство было загружено на 20-30%, при том, что в России собирается не более 5% утильной авторезины), пытался ликвидировать сырьевой дефицит, постоянно повышая плату сдатчикам авторезины за поставляемые отходы. Это привело к полному коллапсу и банкротству предприятия в 2004 году: завод не имел возможности не только осуществлять техническое перевооружение, но и поддерживать имеющийся парк оборудования в надлежащем состоянии. Новое руководство завода ввело и неуклонно повышает плату за сдаваемые отходы со стороны природопользователей, что, как показала практика, не снизило объема сдаваемых отходов. В то же время, полученные средства пошли на техническое перевооружение завода и построение более адекватной системы сбора отходов.

Вот еще пример. В 2004 году в Москве начал функционировать крупный завод по переработке масел, который строился с 1996 года. Не сумев создать за период строительства адекватной системы сбора отработанных масел, предприятие сделало ключевым элементом своей сырьевой политики ценовую интервенцию. Что из этого вышло? Увеличив за полтора года закупочную цену более чем в 10 раз, предприятие не получило увеличения объемов сбора даже в 1,5 раза! А рынок отреагировал на изменение идеологии обращения с названным видом отходов совершенно однозначно. Заметно ухудшилось качество сдаваемых отработанных масел. В погоне за объемами природопользователи стали все чаще сливать в отработанное масло растворители, антифризы и просто воду. Что, понятно, отрицательно сказалось на экологических показателях переработки отхода и увеличило энергозатраты на эту переработку.

В целом на долю автомобилей старше 10 лет приходится почти половина всего российского автопарка. И потому проект, который начал работать с января 2010 года в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, будет способствовать лучшему сбору старых автомобилей.

Советский опыт

В Советском Союзе в 70-80-х гг. руководство сбором, переработкой отходов, ресурсосбережением в целом было прерогативой специальных подразделений Госплана и Госснаба, осуществлявших свою деятельность во всесоюзном масштабе [53]. Осуществлялось и информационное обеспечение государственного управления посредством подробной статистической отчетности, как общей, так и по различным категориям отходов. Также составлялась ведомственная статистическая отчетность по объемам образования и использования многотоннажных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых.

Тогда нашло применение и программно-целевое планирование, нормирование уровня сбора и переработки важнейших видов вторичного сырья с помощью государственных общесоюзных, республиканских, а также отраслевых программ по вторичным материальным ресурсам. Создавалась мощная специальная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья на всей территории СССР.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒