Kонец мусорной цивилизации стр.81

Известно, что годовой ущерб от загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления оценивается на уровне 10% валового внутреннего продукта (55-57 млрд. рублей). Значит, наше будущее зависит от каждого из нас.

О том же говорил в своем последнем интервью академик Д.С.Лихачев: «Наша Природа - национальная святыня». «Крайне необходимо очищение физическое от грязи, неряшества, неухоженности и хлама, иначе вырастим, уже выращиваем поколение, для которого хамское отношение к природе становится нормой».

«...Пока дорога, по которой мы идем, будет усыпана отбросами и нечистотами, пока грязь и запустение будут непременным атрибутом повседневности, пока мы будем мириться с вонью от испражнений в парадных наших домов, лестничных клетках и лифтах, бить себя в грудь, доказывать превосходство русской души - дело бесперспективное».

«Проблема, о которой идет речь, - укор всем нам. И тем, кто, погостив на природе, не забирает с собой остатки, и тем, кто производит изобилие банок, коробок, бутылок..., не приложив ума и средств для их утилизации, и воспитателям детей и молодежи..., и духовным пастырям, кто несет слово Божье, в котором непременным атрибутом было охранение окружающего нас мира».

Памятка для работников образования

Принцип «Думай глобально, действуй локально» призывает каждого внести практический вклад в улучшение окружающей среды. Однако в настоящее время экологическое образование часто ограничивается лишь изучением экологических проблем, как негативных последствий хозяйственной деятельности человека, эмоционально подавляя всякое желание сделать хоть что-нибудь для изменения ситуации к лучшему.

Чтобы реально способствовать решению экологических проблем, образование должно:

•    пробуждать интерес к окружающей среде, формировать осознанное отношение к экологическим проблемам;

•    формировать знания, умения и навыки, необходимые для выявления, решения и предупреждения конкретных экологических проблем;

•    вырабатывать опыт принятия решений, побуждать к активным действиям

К сожалению, традиционный информационно-справочный подход экологического образования не может решить поставленных задач. Хотя боле бОтысяч школ России могли бы многое сделать для образования в интересах устойчивого развития, только выполняя социальный заказ государства по повышению грамотности подрастающего поколения по современному обращению с отходами и для начала хотя бы включиться на местах в движение за сбор макулатуры.

Но... И на сегодняшний день более эффективны активные формы обучения -тренинги, экологический мониторинг, практические экологические акции, работа эко групп.

Такие возможности может дать система дополнительного экологического образования, не обремененная рядом формальных ограничений и нацеленная на развитие интересов и наклонностей учащихся.

Указанные практические подходы могут быть использованы также в неформальном экологическом образовании, осуществляемом общественными экологическими организациями, заповедниками, музеями, экологическими комиссиями совета депутатов.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒