Развитие холодильной рефрижераторной техники на судах

Развитие холодильной рефрижераторной техники на судах

Развитие холодильной рефрижераторной техники на судах


Во время Великой Отечественной войны и сразу после нее были построены современные речные рефрижераторы типа «Адмирал Нахимов» грузоподъемностью 1000 т для Волги, Енисея, Амура. Они имеют рассольную-систему охлаждения шести трюмов и аммиачные машины - холодопроизводительностью 350 кВт (~ 300 тыс. ккал/ч).

В настеящее время Россия располагает самым мощным в мире рефрижераторным рыбодобывающим флотом, в состав которого входят современные траулеры, рыбоморозильные суда, производственные и транспорные рефрижераторы, китобойные и рыбопромысловые базы «Советская Украина», «Советская Россия», «Восток», рыбоконсервные плавучие заводы типов «Андрей Захаров» и «Кораблестроитель Клопотов» и другие, на которых установлены самое мощное в мире судовое холодильное оборудование. Отечественный флот систематически пополняется новыми совершенными рефрижераторными судами, строящимися на заводах России, которые строят такие суда и для ряда зарубежных стран.

Комфортное кондиционирование воздуха на судах начали применять в конце прошлого века. Так, в 1896 г. на английском судне «Норман» впервые было применено искусственное охлаждение воздуха в библиотеке и музыкальном салоне. На построенном в Англии для России в 1898 г. пароходе «Кострома» предусматривалось калориферное отопление и вентиляция помещений. Система круглогодичного комфортного кондиционирования воздуха (с его охлаждением и нагреванием) впервые была применена на японском параходе «Кумано-мару», построенном в 1903 г.

К 1930 г. в мире насчитывалось около ста судов, оборудованных системами кондиционирования воздуха. Однако на многих из них вследствие недостаточной холодопроизводительности установленных машин в летнем режиме в помещениях не всегда поддерживались комфортные значения параметров воздуха. В 30-х годах на пассажирских судах стали устанавливать более мощные системы кондиционирования, обеспечивавшие условия комфорта в салонах, ресторанах, холодильных камерах, каютах-люкс и каютах 1-го класса (английский лайнер «Куин-Мэри» постройки 1936 г. с пароэжекторной машиной холодопроизводительностью 350 кВт; французский пассажирский пароход «Нормандия» с турбокомпрессорной холодильной машиной производительностью 640 кВт и др.).

В то время комфортное кондиционирование на флоте считалось роскошью и поэтому не распространялось на жилые и общественные помещения судового экипажа. Только в послевоенные годы на судах стали предусматривать системы кондиционирования для всех обитаемых помещений.

Особенно быстрое развитие судовых систем кондиционирования воздуха, в том числе и в России, началось с конца 50-х годов. На крупных пассажирских лайнерах холодопроизводительность машин, обслуживающих системы кондиционирования воздуха, достигала нескольких тысяч киловатт. Так, на построенном в 1961 г. английском лайнере «Канберра» она составляла около 7000 кВт, а на фарнцузском лайнере «Франс» (построенном в 1962 г. и имеющем 102 центральных кондиционера) — 7730 кВт.

Первые разработки судовых систем кондиционирования воздуха в Советском Союзе относятся к 1957—1958 гг. В 1959 г. на наших заводах были построены первые в стране морские и крупные речные суда с комфортным кондиционированием воздуха: сухогрузный пароход «Ленинский комсомол», пассажирские речные дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» для Волги с холодильными машинами общей производительностью 700 кВт (на каждом судне), китобаза «Советская Украина» и др.

В 1960 г. в составе морского флота СССР было уже более 20 крупных судов с системами кондиционирования воздуха отечественной и зарубежной постройки: пассажирские теплоходы типа «Михаил Калинин» (ГДР, 1958 г.), сухогрузные типа «Ленино-горск» (ПНР, 1958 г.), углерудовозы типа «Углеуральск» (ГДР, 1958 г.), пассажирские типа «Киргизстан» (отечественные, 1959 г.), научно-исследовательские суда «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» — первые теплоходы, оборудованные отечественными высокоскоростными системами кондиционирования воздуха (1960 г.), и др.

В последующие годы отечественной судостроительной промышленностью были сданы в эксплуатацию крупные морские суда с совершенными системами кондиционирования воздуха (танкеры типа «София», сухогрузы типа «Славянск», «Капитан Кушнаренко», «Калининград», танкеры типа «Великий Октябрь» и др.). Одновременно советский морской флот пополнялся судами с системами кондиционирования воздуха зарубежной постройки, к которым относятся танкеры типов «Луганск» и «Лисичанск» (Япония), сухогрузы типа «Муром» (ПНР), пассажирские лайнеры типа «Иван Франко» (ГДР) и др. Сданы в эксплуатацию отечественные речные турбоходы на подводных крыльях типа «Буревестник», где также применяется кондиционирование воздуха. В настоящее время в соответствии с Санитарными правилами в СССР все строящиеся морские суда обязательно оборудуются системами комфортного кондиционирования воздуха и чиллером. Судостроительная промышленность добилась значительных успехов в создании и совер-шествовании таких систем.

Впервые практически пригодная воздухоосушительная установка для технического кондиционирования фирмы Каргокейр Эн-жиниринг Корпорейшн была применена на пароходе «Экспортер» в 1939 г. Вторая мировая война временно задержала дальнейшее совершенствование оборудования для технического кондиционирования на судах, однако в послевоенные годы исследования в этой области были продолжены во многих странах мира, в том числе и в СССР. В настоящее время установками осушения воздуха оборудованы сотни судов во всем мире.