Материалы |
Сборник №8 |
Сборник №11 |
Песок м3 |
1.1 |
1.12 |
Гравий м3 |
1.15 |
1,28 |
Щебень м3 |
||
(суммарно) |
1,15 |
1,546 |
И здесь не могут не возникнуть вопросы. Почему такая разница*7 Почему в одном случае (сб. №8) норма расхода гравия и щебня одинакова, а в другом случае (сб. №11) норма расхода гравия и щебня существенно отличается?
Думается, что здесь мы имеем место в одних случаях с занижением нормы расхода материалов, а в других случаях с завышением. Здесь следует иметь в виду, что в данных таблицах ГЭСН расход песка, щебня и гравия приведен не только с учетом потерь материалов при транспортировании и при производстве работ, но и с учетом перехода состояния материалов от рыхлого к плотному, поскольку стоимость этих материалов установлена "франко-транспортное средство", т.е. с учетом погрузки их в транспортное средство и, соответственно, в разрыхленном состоянии.
Согласно второго абзаца п.2.13 технической части сборника №1 ГЭСН-2001-01 "Земляные работы", "при отсыпке насыпей железных и автомобильных дорог дренирующим грунтом из промышленных карьеров, объем которого исчислен в разрыхленном состоянии в транспортных средствах, количество дренирующего грунта принимается с коэффициентами: при уплотнении до 0,92 стандартной плотности - 1,12; свыше 0,92-1.18". Если к этим коэффициентам уплотнения добавить расход на потери по СНиП 3.02.01-87:
при производстве работ (п.4.23) 1,5%
при транспортировании автотранспортом {п.4.22) - 1%,
то суммарная норма расхода песка, гравия, щебня ( а все эти материалы относятся к дренирующим) составит: (1,18 + 1,015 + 1,01)= 1.205 (вряд ли при устройстве основания под фундаменты и подстилающего слоя под полы коэффициент уплотнения будет менее 0,92).
Это с одной стороны. С другой стороны согласно п.7.2. СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", объем каменного материала в насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение. Для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального дернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более, коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1,25-1,3, а для щебня марок по прочности 600-300-1,3-1,5". И здесь не важно, что в данном случае материал изложен в СНиП на автомобильные дороги, ведь речь идет о коэффициенте запаса на уплотнение инертных материалов, цена на которые установлена "франко-транспортное средство", т.е. с учетом затрат по погрузке в транспортное средство (автомобиль, железнодорожный вагон), после чего эти инертные материалы всегда находятся в разрыхленном состоянии, следовательно, и цена на них установлена из учета объема в разрыхленном состоянии. А нормы расхода приведены для укладки в дело с доведением до плотного естественного состояния, значит, нужен запас расхода на все это. Исходя из изложенного, предлагаем следующие размеры расхода материалов, как для сборника №8. так и для сборника №11 на м3 в плотном теле