Сметы на строительные и ремонтные работы по новой нормативной базе Том 1 стр.9

ГЛАВА 1

ОСНОВЫ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Как уже говорилось в предыдущих книгах, выходящих в серии «В помощь сметчику», основой сметного нормирования является принцип усреднения. Особенно подробно рассматривался этот вопрос в книге «Сметы на строительные работы». Так что повторяться не будем. Рассмотрим в данной главе лишь те особенности принципа усреднения, которые требуют корректив, поэтому так или иначе затронуты при переходе на новую сметно-нормативную базу, чему и посвящается данная книга.

Главной отличительной особенностью является следующая.

Действовавшие ранее сметно-нормативные базы - и 1984 года, и 1991 года, - разрабатывались в период, когда страна была другой. Мы жили в эпоху социалистического строя, в эпоху административно-командного хозяйствования, в эпоху, когда все и вся было государственным. И заказчики были государственные организации или предприятия, и подрядчики тоже были государственными строительными организациями. Все было государственным И в ситуации, когда все было государственным, все исходило из государства и все, в итоге, возвращалось государству.

Если подрядчик переполучал по смете какие-либо суммы, он всю сверхплановую прибыль перечислял государству. Если подрядчик чего-либо недополучал по смете и нес убытки - он не разорялся, государство, как правило, перечисляло подрядчику недостающие средства в порядке так называемого «пополнения оборотных средств».

Конечно же те государственные организации, которые получали больше и имели сверхплановую прибыль, жили лучше - сотрудники получали премии, производились отчисления в социальные фонды - но все это осуществлялось в рамках дозволенного. И в итоге так и получалось, что все исходило из государства и все возвращалось государству.

И всегда считалось, что если подрядчик на каком-то объекте потеряет, то на другом найдет. То же и с заказчиками: если заказчик на каком-то объекте переплатит подрядчику больше фактических затрат за счет принципа усреднения, то другой заказчик недоплатит. А впоследствии и этот самый заказчик, который переплатил, недоплатит следующему подрядчику, а кто-то другой - переплатит. А поскольку все мы - государственные, то ничего в этом страшного нет. И такой тезис существовал довольно длительное время, постепенно приобретая статус официальной доктрины.


Предыдущая || Оглавление || Следующая