Строительные конструкции стр.232

Продольная рама в отличие от поперечной включает один ряд колонн и продольные конструкции: вертикальные связи, распорки по колоннам, конструкции покрытия, подкрановые балки. Продольная рама обеспечивает жесткость здания в продольном направлении и воспринимает горизонтальные нагрузки от продольного торможения кранов (7) и ветра (/?, IV), действующего на торец здания. Система связей обеспечивает во время эксплуатации и монтажа геометрическую неизменяемость каркаса и его несущую способность в продольном направлении (рис. 10.5).

Рамы и каркасы многоэтажных зданий. Устойчивость многоэтажных рам, перераспределение нагрузок между элементами рамы зависят от принятой конструктивной схемы каркаса. Различают три конструктивных схемы каркаса многоэтажных зданий: рамная, связевая и рамно-связевая.

Рамная схема. При рамной схеме каркаса здания устойчивость обеспечивается за счет создания жестких узлов сопряжения ригелей с колоннами и защемления колонн в фундаментах (рис. 10.6).

Строительные конструкции

Рис. 10.5. Продольная рама: а) конструктивная схема; б) расчетная схема продольной рамы; 1 - колонна; 2 - плита покрытия; 3 - подкрановая балка; 4 - распорки; 5 - вертикальные связи

Строительные конструкции

Рис. 10.6. Рамная схема каркаса: а) конструктивная схема; б) расчетная схема; 1 - неразрезанный ригель; 2 - колонна; 3 - фундамент

Такая многоэтажная рама способна воспринимать вертикальные и горизонтальные нагрузки, но обладает относительно небольшой жесткостью, в результате чего она используется для небольших по высоте зданий. Применение рамной схемы еще сдерживается тем, что в элементах рамы возникают усилия, при которых затруднительно унифицировать элементы рамы. Так, например, в ригелях, находящихся на разных этажах, возникают разные по величине изгибающие моменты, и с точки зрения экономичности необходимо выполнять ригели различных сечений или различного армирования.

Связевая схема, В связевой схеме сопряжение ригелей с колоннами шарнирное, жесткость здания обеспечивается за счет создания системы вертикальных связей между колоннами (рис. 10.7) (связи обычно выполняются из стальных прокатных элементов: прокатных уголков, швеллеров).


Предыдущая || Оглавление || Следующая