Строительные и дорожные машини стр.107

5„.кол=Зе(Оц+Ог)/^; е=2^)^- , (5.13)

где z - число зубьев (граней) цепных звездочек z=6 ... 10. Суммарное рабочее натяжение цепи, Н:

*£ц.р = $ц.к + *^ц.г + ^тр.ц + ^тр.б + ^ц.кол (5-14)

Трением грунта, перемещаемого перед ковшами в желобе, можно пренебречь, так как оно составит менее 1% от STP. ц. Усилие от перегибов цепи на звездочках, Н:

5ц-5ц.р1х-^- + 25[х_^-, (5.15)

*Л>.3 ^н.з где ц - коэффициент трения в шарнирах цепи, р = 0,25 ... 0,4; при наличии смазки, ц = 0,08 ... 0,15; £>в.з - диаметр ведущей звездочки цепи; d - диаметр пальцев цепи; DH.3 - диаметр натяжной звездочки цепи.

Мощность привода ковшовой цепи, кВт:

1000ч где т) - КПД механизма привода (г) = 0,85).

При рациональном копании толщина стружки i зависит от угла ф наклона ковшовой рамы:

Г = 5г coscp=-^_ coscp, (5.17) где sz - подача на ковш, м.

Радиальное копание позволяет отрабатывать забои отдельными блоками, т. е. работать на узком фронте, измеряемом десятками метров, отрывая выемку сразу на полную глубину и подготовляя ее к следующим операциям (например, бетонированию) вместо параллельных проходок вдоль забоя на фронте длиной до нескольких километров. Радиальное копание применяют также в целях сокращения передвижек рельсовых путей, для обработки тупиков забоя.

5.3. Роторные экскаваторы

Роторные полноповоротные экскаваторы радиального копания (см. рис. 5.2, л, м, н) имеют рабочий орган в виде ротора диамет-ром от 3 до 20 м. Они являются одними из наиболее прогрессивных видов землеройных машин, отличающихся тем, что у них рабочий орган практически не выполняет транспортных функций. Наличие 6... 12 ковшей вместимостью до 12 м3 создает непрерывный и мощный поток грунта. Рабочие простои составляют 15...20%, в то время как у одноковшовых экскаваторов при непрерывной работе холостые ходы занимают до 80%. Роторные экскаваторы срезают стружку от вращения ротора со скоростью 1,6...4,5 м/с, осуществляя подачу поворотным движением платформы с окружной скоростью 0,1...0,2 м/с. При этом они разрабатывают забои, поворачиваясь вправо и влево на угол обычно 50... 130°. Ковши срезают серповидную стружку в направлении от экскаватора при работе верхним забоем (см. рис. 5.2, л). Реже применяется работа нижним забоем, при котором ротор срезает стружку в направлении к экскаватору, а стрела опущена ниже горизонта на 20...30°. Универсальные экскаваторы, работающие как верхним, так и нижним забоем, не требуют реверса вращения ротора и перестановки ковшей или всего ротора. Ковши со стороны крепления к центру ротора открыты и при подъеме их после наполнения грунт падает на питатель конвейера, установленного вдоль роторной стрелы (рис. 5.14), и через ось вращения экскаватора передается на разгрузочный конвейер, поворачивающийся на 200...270° и установленный на вращающейся платформе, или ходовой части экскаватора. Разгрузочный конвейер передает грунт на магистральный конвейер или в перегрузочный бункер. Таким образом, в этих машинах рабочий орган выполняет в основном функции разработки, захвата и разгрузки грунта, а транспортировка по машине, достигающей в длину 200 м, и разгрузка на внешний транспорт осуществляется конвейерами, что требует двух-четырех перегрузочных устройств. Скорость вращения ротора (копания) ограничена динамикой сопротивления копанию, а также влиянием центробежной силы на разгрузку и связностью грунта. Отсутствие ковшовой цепи увеличивает КПД привода ковшей в 1,3... 1,4 раза и уменьшает расход энергии на 20...30%. Высота срезаемой стружки составляет (0,55...0,66) £р, где /}р - диаметр ротора. Значительное сечение стружки снижает энергоемкость копания. Жесткость рабочего органа обеспечивает


Предыдущая || Оглавление || Следующая