возможность реализации усилий на ковше, позволяющих разрабатывать грунты V и частично VI категорий, в том числе и многие мерзлые грунты. После каждого прохода ротора по забою под действием поворотного механизма ротор выдвигается в сторону забоя на наибольшую толщину стружки, а поворотное движение реверсируется. Выдвижение ротора осуществляется обычно перемещением всего экскаватора (см. рис. 5.2, м, н), реже выдвижением телескопической части стрелы (см. рис. 5.2, л). Так как высота

Рис. 5.14. Общий вид ротора: ,*г - с цепным днищем; б -камерной конструкции забоя у вскрышных экскаваторов обычно в 3...5 раз больше высо* ты стружки, то после разработки 6...10 стружек и отработки верхнего яруса роторная стрела опускается для разработки следующего (см. рис. 5.2, л), а экскаватор или ротор отодвигается назад. Таким образом, роторный экскаватор с невыдвижной стрелой (см. рис. 5.2, м, н) многократно проходит вперед и назад по забою, что в мягких грунтах требует уменьшения давления на грунт, которое у роторных экскаваторов не превышает 0,13...0,15 МПа.
После отработки всего блока экскаватор переезжает на всю его длину. Поэтому, хотя роторные экскаваторы обычно и относят к машинам непрерывного действия, однако это довольно условно, так как неизбежные технологические простои на перестановки ротора и машины занимают до 20% рабочего времени.
К достоинствам роторных экскваторов по сравнению с цепными экскаваторами поперечного копания относятся более высокий КПД, незначительные потери на трение в приводе рабочего органа, значительное увеличение скорости копания.
Основные недостатки роторных экскаваторов - невозможность работы во взорванной скале и в грунте с крупными включениями, быстрый износ прорезиненных лент конвейеров, необходимость продолжительных перерывов для очистки перегрузочных устройств конвейеров от налипания вязких грунтов, чувствительность к ухудшению работы конвейеров при низких температурах и необходимость непрерывного наблюдения за работой и состоянием различных устройств, удаленных друг от друга на расстояния до 150... 200 м.