Строительные и дорожные машини стр.163

Строительные машины по номенклатуре ВНИИстройдормаша разделены на группы в зависимости от условий труда машиниста-оператора, т. е. с учетом специфики эксплуатации машин.

К первой группе относятся машины, в процессе эксплуатации которых машинист-оператор находится в кабине (одноковшовые экскаваторы, краны, погрузчики, бульдозеры и др.), ко второй - машины, не имеющие кабин. В таких машинах имеются только навесы (тенты) над рабочим местом оператора (катки самоходные, асфальтобетоноукладчики, бетоноотделочные машины и др.). К третьей группе относятся машины, работающие в стационарных условиях или имеющие дистанционное управление (молоты, бето-носмесительные установки, бетононасосы и др.). К четвертой группе принадлежат машины и механизмы, управляемые и перемещаемые вручную (механизмы для разделки швов, ручные лебедки, глубинные вибраторы и т. п.).

12.2. Показатели технического уровня

Для оценки категории качества приняты следующие показатели технического уровня: 1) классификационные показатели /Сь включающие типоразмер оцениваемой машины, главный параметр, а также тип базовой машины. Главный параметр наиболее полно характеризует типоразмер машины и ее эксплуатационные возможности в данных технологических условиях. Он является наиболее стабильным при технических усовершенствованиях (грузоподъемность погрузчика, вместимость ковша скрепера); 2) показатели назначения Кч, характеризующие эксплуатационно-технологические возможности машины и уровень ее технического совершенства. Применяемость машины оценивается основными параметрами, которые дополнительно характеризуют машины (мощность привода, усилия на рабочем органе, давление в гидросистеме, скорости и др.); 3) показатели надежности Кг, определяемые следующими свойствами: ресурсом до первого капитального ремонта или до списания машины, если капитальный ремонт не предусмотрен; удельной суммарной оперативной трудоемкостью ежедневного технического обслуживания, оперативкой трудоемкостью ежемесячного технического обслуживания и коэффициентом технической готовности; 4) показатели технологичности ^4, включающие удельную трудоемкость изготовления, коэффициента сборности и материалоемкости; 5) показатели эргономичности ^5, определяющие соответствие машины нормированным санитарно-техническим требованиям работы оператора. К этим требованиям относятся ограничения на температуру, уровень шума, вибрацию и др.; 6) показатели стандартизации и унификации Ко, включающие коэффициент применяемости и коэффициент повторяемости. Коэффициент применяемости определяется в процентах как отношение разности общего числа деталей и числа оригинальных деталей к их общему числу. Коэффициент повторяемости определяется в процентах как отношение повторяющихся деталей к общему их числу, т. е. характеризует насыщенность машины повторяющимися деталями (без крепежа); 7) показатели технической эстетики Кч, включающие композиционную целостность форм, их внешнюю и внутреннюю гармонию, товарный вид; 8) показатели патентно-правовые Кв, состоящие из оценки патентной чистоты и патентной защиты как в СССР, так и за рубежом.


Предыдущая || Оглавление || Следующая